Мухаметшина Светлана Васильевна
Агаева Инна Васильевна
педагоги – психологи
МБДОУ – детский сад комбинированного вида «Теремок»
поселка Борисовка Белгородской области
Номинация – «Психолог на 5!», Конспекты НОД
Аннотация: Общение со сверстниками для дошкольников является наиважнейшим, ключевым видом деятельности. Детям очень важно получать слова поддержки и похвалы, как от взрослых, так и от сверстников, чтобы укреплять уверенность в себе. В данном конспекте представлены игры, которые помогут групповой сплоченности и умению детей видеть только хорошее друг в друге.
Направление: социально-коммуникативное
Группа – комбинированной направленности, старший дошкольный возраст;
Форма организации – групповая, парная.
Время реализации – 25 минут;
Количество детей – 16 чел.
Цель: Развитие коммуникативных навыков общения в процессе формирования представления о комплиментах и похвале.
Задачи:
Познавательные:
- формировать у детей интерес к совместной деятельности;
- обобщать и расширять знания понятий: комплимент, похвала, лесть.
Коррекционно-развивающие:
- развивать мыслительную активность, воображение, внимание, память;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь, слуховое внимание, память, словесно-логическое мышление.
- учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в друзьях положительные качества характера, стараться порадовать своим отношением окружающих людей в различных ситуациях;
- развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, позитивное социальное поведение.
Воспитательные:
- совершенствовать умение слушать взрослых и своих товарищей;
- учить детей радоваться самим, когда они делают другим приятное;
- формировать благоприятный психологический климат группы.
- усиление групповой сплоченности через телесный контакт, развитие тактильной чувствительности.
Предварительная работа:
Беседа «Что такое комплимент?», рассматривание иллюстраций «Хорошо-плохо»; чтение и заучивание стихотворений, песен о комплиментах. Чтение произведений, на примере которых дети учатся быть добрыми, внимательными друг к другу.
Планируемые результаты:
Ребёнок умеет делать выводы, умеет работать в коллективе: активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении поставленных задач, выражает положительные эмоции.
Материал:
Магнитофон, аудиозаписи для музыкального сопровождения игр, музыка для релаксации, стул, текст эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела».
Ход непосредственно образовательной деятельности
I.Организационный этап.
Ритуал приветствия.
Психолог: – Ребята, давайте сядем на коврик, образовав большой, красивый круг так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня. Здороваться мы будем указательными пальчиками с обращением по имени в уменьшительно-ласкательной форме в левую сторону.
– Здравствуй, Машенька!.
- Основная часть
Введение в тему
– Ребята, я хочу рассказать вам эскимосскую сказку «Как лисичка бычка обидела». Послушайте.
Воспитатель рассказывает сказку:
«Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидела лисичка бычка и запела:
– Бычок, бычок. Пучеглазый.
Бычок, бычок, Большеротый.
Бычок, бычок, Колючий бочок!
А бычок ей говорит:
— А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса-мать спрашивает:
— Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
— Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает:
— А ты ему ничего не говорила?
— Сказала.
— Что ты ему сказала? — спросила лиса.
— А я ему только сказала, что он пучеглазый и большеротый.
— Вот видишь, — сказала мать-лисица, — ты первая его и обидела…”
Основной этап
Психолог: – Дети как вы думаете, что могла посоветовать лиса своей дочке? (ответы детей)
– Что по вашему мнению должна сделать лисичка? (ответы детей)
– Могут ли подружиться лисичка и бычок? Что для этого им нужно делать? (говорить друг другу добрые слова)
– Ребята, вот видите, любую ситуацию можно исправить, только надо научиться видеть друг в друге только хорошие качества и постараться не обращать внимания на плохие. Если в человеке видеть всегда хорошие качества, он будет стремиться быть таким. Поэтому давайте поучимся говорить друг другу хорошие, приятные, добрые слова.
Игра «Лучшее в тебе»
Психолог: – Ребята давайте разделимся на две команды, одна команда делает внутренний круг, другая внешний – лицом друг к другу. По моему хлопку внутренний круг двигается по часовой стрелке на одного человека. При каждом новом ходе говоря напротив стоящему игроку «Лучшее в тебе (например) глаза», «Лучшее в тебе характер» и т.д. пока не дойдут до игрока, с которого начали.
Игра повторяется, только теперь двигается внешний круг.
Психолог: – Посмотрите, сколько приятных и добрых слов вы сказали друг другу.
Психолог читает стихотворение Рыленковой
«На доброе слово не надо скупиться,
Сказать это слово – что дать напиться,
Со словом обидным нельзя торопиться,
Чтоб завтра себя самого не стыдиться»
Психолог: – О чем это стихотворение? (ответы детей) Правильно, приятнее говорить добрые слова, чем обидные. Но, говоря друг другу приятное не надо льстить подлизываться. Лесть – это не искренняя похвала, которая произносится из каких-то корыстных целей, когда вам от человека что-нибудь нужно.
– Ребята, как вы думаете, что такое комплимент? (ответы детей)
– Правильно ребята. Комплимент – это любезные, приятные слова, похвала, положительная оценка собеседника с точки зрения его внешнего вида, манеры общаться, проявления хороших качеств характера. Это такие фразы, как: «Ваша жизнерадостность меня восхищает», «Здесь собрались весёлые и энергичные ребята», «Слушая вас, я в восторге от вашего умения говорить и рассказывать стихи».
– Ребята, а вы часто делаете своим близким и родным комплименты? В каких ситуациях? (ответы детей)
– Молодцы, но вы всегда должны хорошо представлять, каким тоном нужно говорить слова. Даже самый лучший комплимент не будет успешным, если его говорить с хмурым видом. Выражение лица должно совпадать с произносимыми словами. И не забывайте подчеркивать не только, что вам нравится в собеседнике, но и почему. Разговаривая, всегда обращайтесь по имени. Но если вы планируете что-то получить от вашего собеседника, забудьте о комплиментах. Иначе попадете в список льстецов.
Динамическая пауза: игра «Человек к человеку»
Дети стоят парами, психолог дает команды:
– Мизинчик к мизинчику, ладошка к ладошке, пятка к пяточке, колено к колену, носик к носику, спина к спине и т. д., человек к человеку!
На слова: человек к человеку, дети меняются в парах. Игра повторяется несколько раз.
Психолог: – Добрым словом можно творить чудеса, решать разногласия и подбадривать унывающих. У меня есть волшебный стул, садясь на который в каждом из нас становится видно только все хорошее.
Упражнение «Волшебный стул»
Психолог: – На «Волшебный стул» приглашается один из ребят. Как только он садится, остальные ребята по очереди говорят ему комплименты. Необходимо помнить дети, что для того, чтобы комплимент получился лестным, а не льстивым, надо сначала подумать, а за что можно похвалить этого человека, что хорошее отличает его от остальных (упражнение проводится с каждым из детей).
– Я рада за вас, что вы растете доброжелательными детьми. Если вы говорите такие замечательные комплименты своим сверстникам, значит, у вас доброе, чуткое сердце.
– Какие замечательные комплименты вы научились говорить друзьям, в них столько любви, привязанности, дружбы. Молодцы.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто друга чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.Я
Ты добрых слов не пожалей
Произнеси их для друзей.
III. Заключительная часть
Рефлексия
- – Что нового вы узнали сегодня? (ответы детей)
- – Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
- – А теперь давайте поблагодарим друг друга, встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глазки и передадим друг другу своё хорошее настроение (звучит спокойная музыка).
Список литературы:
- Кривцова С.В. Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия: программа-технология позитивной социализации дошкольников. – Москва: Клевер – Медиа – Групп, 2016.
- Мельникова Е И. «Будем крепко мы дружить»
- Невзорова Н.И. «Запоминай-ка». Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-7 лет.