ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК КОМПЛЕКС СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОО

0
1147

Денисова Аида Бахаддиновна
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС № 31 «Журавлик»
Старооскольского городского округа

Материал прислан и участвует во Всероссийской научно-практической конференции
«Современная цифровая образовательная среда в детском саду»

Аннотация: в статье представлен теоретический материал с анализом интерактивных технологий, применяемых в работе музыкального руководителя ДОУ. Статья будет полезна как музыкальным руководителям ДОУ, так и воспитателям, хореографам.

Ключевые слова: ИКТ, образовательные ресурсы, музыкальная деятельность, дошкольное образование.

Компьютерные технологии на сегодняшний день стали неотъемлемой частью целостного образовательного процесса на всех ступенях развития и обучения подрастающего поколения, в частности, и музыкальным руководителям стало необходимым введение в НОД интерактивных методик. Казалось бы, компьютер и художественно-эстетическое развитие, вещи, мало совместимые, и в педагогической литературе встречаются пока редко, но отечественные и зарубежные исследователи все чаще обращаются к этой проблеме, интегрируя в целостном единстве такие понятия как искусство, воспитание, компьютер. Основу современных образовательных технологий составляют цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).

Под ЦОР понимается информационный источник, содержащий графическую, цифровую, речевую, музыкальную, видео-, фото – и другую информацию, направленную на реализацию целей и задач современного образования. Цифровые образовательные ресурсы могут способствовать оптимизации музыкального образовательного процесса в ДОУ. Данные технологии значительно облегчают работу педагогов в электронном пространстве. [2]

    ЦОР разрабатываются как комплекс средств обучения, в которые входят:
– видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов и выдающихся певцов; ролики исполнения музыкальных произведений юными исполнителями для создания эффекта сопричастности детей к созданию музыкальных образов, фрагменты народных праздников, гуляний, обрядов, обычаев и традиций.
– анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют детям основные положения нового материала;
– синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения разных жанров и направлений; тематические рисунки, нотная запись, произведения изобразительного искусства;
– дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности детей, направленные на усвоение основных понятий.
– звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («-» и «+»), которые дают возможность дошкольникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;
– творческие (интерактивные) задания для дошкольников: вопросы, диагностические тесты, викторины, направленные на осмысление нового материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры дошкольников.

материалы в печатный сборник 

   Информационные технологии в непосредственной образовательной деятельности решают следующие задачи:

  • -делают материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и зрительные. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей;
  • -использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает простым и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов;
  • -становятся базой для формирования эстетического вкуса, музыкального репертуара, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом. [1]

   В образовательной области «Музыка» в работе с детьми 4-7 лет, нами используются следующие виды цифровых образовательных ресурсов: презентации: (https://www.art-talant.org/publikacii/muzyka-i-penie/prezentacii/doshkolniki,     https://infourok.ru/biblioteka/muzyka/klass–1/type-56,    https://muz-rukdou.ru/, https://dohcolonoc.ru/);

видеофрагменты из жизни нашей группы и  детского сада, детское караоке, фотографии, плакаты;

познавательные и развлекательные видеоролики (https://www.youtube.com/c/ПрофессорПочемушкинТВ, https://www.youtube.com/user/MetronomeFilmsComp); музыкально-дидактические игры  https://www.youtube.com/channel/UCRTQKUfTjfrwH0Doab9BEzQ.

    Благодаря использованию ИКТ появилась новая форма взаимодействия с родителями на платформе «ZOOM», рассматриваемая как средство дистанционного общения. С помощью такой связи активно ведется подготовка к культурно-досуговой деятельности: заучивание детьми стихов, песен, прослушивание музыкальных произведений, пение песен под фонограммы и т.д.

Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках.  Это позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного.

   Например, в музыкально-ритмической деятельности можно использовать мнемотаблицы (https://www.youtube.com/user/fochelru), с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев. Также по графическому изображению детям проще разучивать попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни ( https://www.youtube.com/channel/UCbMjLaM3qNNtNZsot6slsqQ).

В процессе дидактических игр, используя презентации «Весело –грустно», «Музыкальные жанры», «Простучи ритм» развиваются музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма.

Применяя в работе средства ИТ , музыкальный руководитель создаёт комфортные условия для развития дошкольника, соответствующие нашему времени.

Использование ЦОР в художественно-эстетическом развитии  – это путь к совершенствованию образования и повышению культуры воспитанника ДОУ.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. 1. Калинина, Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. – 2008. – №6. – С. 24-30.
  2. Комарова, Т. С. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» / Т. С. Комарова. — Москва. – 2011.
  3. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста» / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь