Материал опубликован во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – АПРЕЛЬ-2021»
Марченко Наталья Алексеевна
Пушкова Наталья Александровна
Чекмазова Лариса Валерьевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 45 «Росинка»
Старооскольский городской округ
БЕЛГОРОДСКИЕ УМЕЛЬЦЫ
конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности (краеведение) в старшей группе
Цель – формирование интереса к изучению культурного наследия малой Родины в процессе знакомства с народными промыслами Белгородской области.
Задачи:
- расширять представления детей о колорите русской народной одежды;
- развивать интерес к традиционным народным ремеслам родного края;
- формировать умения находить отличительные особенности и определять виды народных ремесел;
- поощрять интерес к отдельным фактам истории и культуры родного края и страны.
Оборудование: чистый лист ватмана, куклы в народных костюмах мальчика и девочки, иллюстрации народных ремесел (пряха, ткачиха, вышивальщица), костюмов и элементов русской народной одежды Белгородского края, карточки для игр: «Собери картинку», «Удали лишнее», клей-карандаш, фломастер красного цвета, смайлики и магниты.
- Организационный момент
Звучит голос: «Внимание! Внимание! В детском саду «Росинка» объявляется конкурс «Белгородские умельцы». К участию приглашаются старшие и подготовительные группы детского сада. Участники должны представить работы о народных ремеслах Белгородской области. Победителей ждут призы! Желаем творческих успехов!».
II. Мотивационно-ориентировочный этап
В группу заходит воспитатель.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Вы слышали объявление, которое сейчас прозвучало?
Дети: Да!
Воспитатель: Как вы думаете – мы можем принять участие в этом конкурсе? Почему?
Дети: Да, потому что мы старшая группа.
Воспитатель: Кто запомнил, что нужно представить на конкурс?
Дети: Работу о народных ремеслах Белгородской области.
Воспитатель: Чтобы принять участие в конкурсе, нужно обсудить, что мы знаем о народных ремеслах и мастерах, и что мы можем представить на конкурс. А чтобы занять призовое место и получить приз работа должна быть интересная и красивая! Приступаем?
Дети: Да!
III. Поисковый этап
Воспитатель: Ребята присаживайтесь на стульчики, обсудим, что мы знаем о народных умельцах? Кого называют умельцами и почему?
Дети: Умельцы – это люди, которые делают вещи своими руками.
Воспитатель: Какие вещи человек может создать сам?
Дети: Человек может сделать сам посуду глиняную, деревянную, сшить одежду, обувь.
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что одежду в старину изготавливали своими руками. Давайте вспомним, из чего ее шьют и шили раньше?
Дети: Из ткани, полотна.
Воспитатель: А из чего делали полотно?
Дети: Полотно делали из пряжи, нитей льна, шерсти.
Воспитатель: Посмотрите на иллюстрации:
- Женщин, которые пряли пряжу, называли пряхами – пряха.
- Человека, который ткал ткань – ткач (ткачиха).
- Женщин, которые вышивали одежду – вышивальщицы.
Вот мы с вами и назвали ремесленников, умельцев, которые принимали участие в изготовлении старинной одежды. Предлагаю о них, и рассказать в нашей конкурсной работе. Как же нам показать все, о чем мы узнаем? Давайте подумаем и вспомним, каким способом люди узнают ту или иную информацию?
Дети: По телевизору, из книг, из интернета.
Воспитатель показывает лист ватмана:
Воспитатель: Ребята, есть еще способ рассказать о каком-либо событии, о чем-то интересном – сделать стенгазету или как сейчас называют – постер.
У газеты должен быть яркий заголовок, название. А все что мы узнаем о русском народном костюме, его изготовлении, мы и покажем в этой газете с помощью иллюстраций и материалов, которые соберем. Как вам мое предложение?
Давайте подведём итог нашего обсуждения:
- Что мы с вами должны сделать? – Газету.
- О чем будет наша газета? – Об умельцах, которые изготавливали одежду.
- Куда мы отправим нашу работу и зачем? – На конкурс, чтобы победить!
Приступим к работе?
Дети: Да, приступим!
- Практический этап
Воспитатель: Давным-давно лён выращивали и в Белгородской области, из которого делали полотно и шили одежду. Изготовлением одежды занимались женщины. Мастерицы пряли, ткали, шили, вышивали. В основном занимались этой работой в зимнее время, когда заканчивались полевые работы. Мастерицы, которые изготавливали одежду, были в каждом районе. Свои работы они вывозили на ярмарки в соседние районы, чтобы себя показать и на других посмотреть.
Поговорка «По одежке встречают, по уму провожают» пришла из далеких времен. Тогда по одежде можно было определить, откуда пришел человек, из какой он семьи происходит.
Основой мужского и женского костюма была рубаха.
Мужчины носили рубаху наружу и подпоясывали. Простые люди – сплетенным шнурком, а богатые – кожаным ремнем с ажурной пряжкой.
У женщин рубашка была длинная, сверху надевали сарафан или понёву (юбка), передник, занавеску.
Одежда маленьких мальчиков и девочек не различалась. Обычно это была длинная до пят рубаха, сшитая из полотна. Часто детям шили одежду из старой одежды родителей. Для оберега от плохих людей и болезней. Это было ещё и экономно.
Одежда была праздничная и повседневная.
Праздничная одежда шилась из отбеленного полотна и украшалась вышивкой. Для Белгородской области характерна вышивка красным цветом, а также сочетание красного и черного цветов. Вышивали геометрическим орнаментом в виде квадратов, полос и других фигур. Узор располагали на вороте, подоле и запястье. Считалось также, что вышивка оберегала от беды человека, который будет носить эту одежду.
Воспитатель приглашает детей пройти к столам, на которых приготовлены карточки для игр.
Воспитатель: Ребята, приглашаю вас поиграть в игру «Собери картинку». Проходите к столам. Задача игры: собрать из представленных частей целую картинку, назвать, что на ней изображено.
На столах карточки пазлы с изображением пряхи, ткачихи, вышивальщицы, мужской рубахи, женской, женских костюмов с сарафаном и понёвой, ремешков.
Дети собирают карточки и называют, что они собрали.
Воспитатель благодарит всех за участие и предлагает вниманию детей кукл в народных костюмах.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на костюмы Белогора и Белогорочки. Какая на них одежда?
Дети: Одежда на них нарядная, рубашка белая, сарафан красный.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, в настоящее время ходят в такой одежде? Где мы можем ее увидеть?
Дети: На праздниках, на концертах, в музее.
Воспитатель: Ребята, по вашим наблюдениям, какая одежда сохранилась и в настоящее время? Какую вы можете назвать?
Дети: сарафаны, рубашка, ремешки.
Воспитатель: Я приглашаю вас сыграть еще в одну игру, которая называется «Удали лишнее». Посмотрите внимательно на карточки и назовите лишнюю вещь.
Дети объясняют, почему вещь лишняя.
Воспитатель: Ребята, мы с вами поиграли, многое узнали. Осталось оформить нашу газету. Вспомнила! У меня есть вырезки из журналов и иллюстрации народной одежды и ее элементов, а также умельцев, которые ее делали.
Воспитатель достает коробочку и выкладывает картинки на стол.
Дети приклеивают картинки на лист ватмана.
Воспитатель: Давайте вспомним, кто и как принимал участие в изготовлении одежды. Пряжу пряла … (ткачиха); полотно ткала … (пряха); вышивала … (вышивальщица).
Дети находят изображения пряхи, ткачихи, вышивальщицы, называют ремесленников и наклеивают на газету.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на газету, что мы забыли сделать? Чего не хватает?
Дети: Заголовка, названия!
Воспитатель дает возможность высказаться детям и выбрать подходящий заголовок (дети назвали «Умельцы»). Воспитатель красным фломастером подписывает заголовок.
Воспитатель: Всё! Наша газета готова.
V. Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: Ребята, мы можем представить нашу газету на конкурс? Посмотрите, понятно будет другим детям и взрослым, о чем мы узнали и хотим рассказать? О чем наша газета?
Дети: О старинной народной одежде. О ремесленниках, которые ее изготавливали.
Воспитатель: Спасибо всем вам за участие! Газета получилась яркая и интересная. Будем отправлять на конкурс!
Воспитатель: Ребята, прошу вас, смайликами показать: понравилась ли вам работа, которую мы сегодня провели? Грустные (зеленые) – не понравилось, было скучно; веселые (желтые) – понравилось, было интересно.
Дети фиксируют смайлики магнитами на доске.