Илюшина Екатерина Васильевна
воспитатель
МБДОУ «Федосеевский ДС «Яблочко»
Страооскольского городского округа
МАТЕРИАЛ участвует в конкурсе –
“Всероссийский профессиональный смотр-конкурс учебно-практических и методических материалов, дидактических и методических средств обучения «МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
НАЗВАНИЕ – «Азбука финансов»
НОМИНАЦИЯ – «Финансовый ринг»
РАЗДЕЛ – Конспект НОД
Возрастная группа : подготовительная (6-7 лет).
Актуальность. Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано. Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Цель формирование понимания, что деньги являются эквивалентом стоимости товара и труда.
Планируемые результаты ребёнок имеет представление о том, что такое денежная купюра, какими особенностями она должна обладать. Как её производят.
Образовательные ресурсы
Где печатают деньги России: печатные и бумажные фабрики. Кто занимается производством?
Предварительная работа знакомство с монетами и способом их изготовления.
Ход: Воспитатель собирает детей вокруг себя
Воспитатель: Я рада видеть вас ! Этот день мы проведем вместе. У меня в руках билет. Это приглашение на экскурсию в Финансовую страну.
Дети , а что такое финансы, кто знает? (дети высказываются)
Вы правы, по – другому это деньги, а деньги – это то, на что мы можем позволить себе приобрести необходимые нам вещи. А сколько же сейчас времени? (указать на часы, если дети знают время, то определяют сами, если нет, то помогает воспитатель)
Вход в Финансовую страну откроется через 2 минуты! Ребята, хотели бы вы воспользоваться приглашением и больше узнать о финансах? Тогда отправляемся в путь!
История первая
В группу входит Финансик с чемоданчиком, в котором лежат разные товары (игрушки). Он предлагает детям купить у него эти товары, но ни у кого нет денег.
Я – приветливый Финансик.
У меня есть чемоданчик.
В нем товары, всех не счесть!
Тут для всех подарки есть.
Только рот не разевай,
Товар за деньги покупай!
Денег нет – идите прочь!
Не могу ни чем помочь!
Воспитатель: Что же нам делать? Где нам взять деньги?
Ответы детей.
Воспитатель подводит детей к формулировке цели предстоящей деятельности: придумать свои групповые деньги, которые можно будет использовать только в этой группе.
Воспитатель: Но прежде, чем создать деньги, нам нужно узнать про то, как же производятся деньги, поэтому садись, Финансик, к нам и слушай вместе с ребятками.
История вторая
Воспитатель : Прошлое денег началось с древнего мира.
У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа. Кто-то из древних людей хорошо рыбачил, а кто-то лучше всех выращивал пшеницу
Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары. Деньгами древнему человеку служили: мех животных. Зёрна, соль, орехи, ракушки
Затем появились металлические деньги – это были не такие деньги, которые есть сейчас. А кольца, брусочки, бусинки . Затем появились деньги похожие на современные. После металлических появились бумажные деньги .
На фабриках, где печатают деньги России, используют особую технологию, целью которой является защита денежных знаков от копирования. В производство внедрены сложные процессы, а в дело включены многие предприятия.
Чтобы в руках потребителя оказались разные купюры, над ними работают фотографы, художники, граверы, штамповщики, дизайнеры и люди других профессий.
И металлические и бумажные деньги называют валютой. А вот бумажные деньги называют банкнотой или купюрой. Они бывают разного номинала. Вы видели у своих родителей бумажные деньги? Все ли денежные купюры одинаковые? Чем они отличаются?
Важно обратить внимание детей на то, что денежные купюры имеют разный номинал. Номинал – это число, указанное на денежной купюре.
Самостоятельная деятельность ребенка: восприятие текста, прочитанного педагогом; ответы на вопросы педагога; рассматривание денежных купюр разного номинала.
Игра «Размен» Цель: научить считать деньги.
Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов. Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование – кто из команд быстрее разменяет.
История третья «Открытие»
Воспитатель: Мы с вами рассмотрели рублёвые купюры. В России денежной единицей является рубль. Если мы с вами хотим ввести в оборот денежную единицу в нашей группе, то нам нужно в первую очередь придумать для неё название.
Обсуждение названия купюры (можно предложить название созвучное с названием группы, например «Бабочки»).
Воспитатель: Название у нас есть, теперь нам необходимо придумать дизайн нашей банкноты. Для этого каждый из вас придумает свой дизайн. Потом мы обсудим и решим, какой из вариантов станет валютой нашей группы.
Самостоятельная деятельность ребенка: придумывание названия для денежной купюры; голосование за лучший вариант названия; изготовление эскизов денежных знаков; голосование за лучший эскиз.
Воспитатель оказывает детям помощь, подсказывает.
Динамическая пауза. «Копилка»
– А сейчас давайте подвигаемся, поиграем в «Копилку». У меня два обруча – это «копилки». В одну мы будем складывать «5 рублей», а в другую- «10 рублей». Пока звучит музыка.
Воспитатель: Финансик, посмотри, какие замечательные купюры получились у наших ребят!
Ребята голосуют за лучший эскиз.
После этого Финансик предлагает оставить свой чемоданчик с подарками ребятам, ведь они сегодня хорошо потрудились, а любой труд должен хорошо оплачиваться. И предложил размножить купюру, чтобы пользоваться ей в магазине.
Воспитатель: Ребята, наша экскурсия подошла к концу… Давайте вернемся обратно в детский сад!
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня были? Какие новые знания вы получили? (ответы детей)