Буценко Ольга Анатольевна
учитель-логопед
Трунова Ирина Геннадьевна
Нестромненко Елена Владимировна
педагоги-психологи
МБДОУ ДС № 42 «Малинка»
г. Старый Оскол
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Профессиональное саморазвитие педагога»
Секция – 9. Педагогические инновации в дошкольном образовании
Название – АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Согласно сегодняшней статистике, количество нарушений речи у детей ежегодно увеличивается. Дети испытывают сильную неуверенность в своих занятиях по языковой терапии, особенно если они впервые пришли к логопеду и недостаточно мотивированы для познавательной деятельности. Использование арт-терапевтических подходов и методов в работе логопеда, помогает детям обрести уверенность в своих силах, снять внутренние «зажимы», которые важны для «безречевых» детей, преодолеть трудности и повысить мотивацию к обучению. Часто можно обнаружить, что дети, пришедшие на занятия, слишком медленно участвуют в процессе и выполняют определенные задачи [3].
Инновационная технология педагогической арт-терапии, которая основана на комплексном подходе позволяют улучшить эмоциональное состояние детей с эмоционально-волевой неустойчивостью заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями познавательной деятельности, коммуникации, поведения.
Использование искусства в качестве терапевтического фактора в детском саду наиболее доступно для педагогов, так как они профессионально подготовлены. Причём специальные медицинские знания для этого не требуются. Работу по использованию арт-терапии в повседневной жизни проводятся усилиями всех специалистов ДОУ: воспитателей, педагога-психолога, учителей-логопедов, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре. На первом этапе педагоги составляют полную картину о здоровье ребёнка, а также выявляют его проблемы, характер, интересы, предпочтения. Имея эти сведения, можно положительно влиять на развитие личности ребёнка и улучшения его соматического и психического здоровья.
В практику детского сада внедряются следующие направления педагогической арт-терапии: музыкотерапия, изотерапия, сказкотерапия, пескотерапия, библиотерапия. Весь этот комплекс позволяет эффективно формировать и развивать творческие способности воспитанников, развивать их эмоциональную сферу. Использование профилактических приёмов, обучение детей средствами искусства ауторелаксации, психогимнастике, логоритмике способствуют развитию нравственно-коммуникативных качеств.
Занятия по музыкотерапии проводятся в тесном контакте с педагогом-психологом и музыкальным руководителем. Строятся они по определённой схеме: разминка – двигательные и ритмические упражнения, основная часть – восприятие музыки, музыкальная релаксация – аутотренинг. На занятиях мы используем различные виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, элементы театрализации. Музыкальные произведения классиков П.Чайковского, М.Глинки, Н. Римского-Корсакова, И.С.Баха, Ф.Шопена и др. помогают нам учить детей понимать чувства, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями. Музыкотерапию как метод коррекции мы используем не только на занятиях, но и в повседневной жизни на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, дыхательной гимнастике, вечерах досуга, самостоятельных играх т.д. На занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью мы используем физкультминутки под музыку. При этом придаём большое значение преодолению стрессовым ситуациям и тренингу, формирующему личность. В процессе творчества, импровизации на заданные темы ребёнок познаёт себя, свои способности и возможности, у него формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. И именно это делает его более здоровым и счастливым.
Эффективно используется педагогами ДОУ изотерапия – метод, использующий изобразительное искусство как средство нормализации эмоционального состояния, отклонений в поведении развитии мелкой моторики руки. Обучение различным техникам рисования – нетрадиционных и традиционных, использование разнообразных изобразительных материалов позволяют заинтересовать детей, постепенно они приобретают изобразительные навыки, не только учатся новым техникам рисования, но и вносят элементы творчества, выполняют свои работы с желанием, положительным эмоциональным настроем. Это видно по рисункам детей, подбору цветов, положительному настроению изображения. Ребятам становится небезразличным качество рисунка, одобрение педагогов и сверстников, желание участвовать в выставках.
Пескотерапия – игра с песком и рисование на песке. Песочная терапия – это прежде всего возможность самовыражения. Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь ребёнку раскрыться, выразить свои чувств и эмоции. Песок является одной из самых неопределённых и доступных развивающих сред детства. Возможности использования песочницы до конца не раскрыты, но они безграничны. Игры с песком помогают нам развить мелкую моторику, стимулировать познавательно-речевую активность, пополнить и автоматизировать лексический запас. Песочница позволяет наглядно показать и практически применять грамматические формы и категории, многократно упражнять детей в их употреблении. В педагогической песочнице можно организовать сюжетно-ролевые и дидактические игры, при этом эффективно развивать фонематическое восприятие и слух, автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, обогащать и развивать связную речь. Песочница является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыгрываться внутренние мироощущения и конфликты маленького человека. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Библиотерапию используют все педагоги детского сада. Ежедневно дети с большим желанием слушают сказки, рассказы, стихи, небылицы и др., сопереживают героям, живо эмоционально откликаются на сюжетные события. Они принимают активное участие в обсуждениях, викторинах, драматизациях, театральных постановках. При этом проявляют находчивость, используют средства выразительности (интонацию, мимику, жесты).
Внедрение в практику детского сада педагогической арт-терапии, позволило нам улучшить психосоматическое состояние здоровья наших воспитанников, создать условия для выявления потенциальных возможностей и стимулирования личностного роста ребёнка, коррекции и развития (самореализации, самовыражения, изменения стереотипов её поведения, проявления социальной, творческой активности) и улучшения качества речи.
Литература:
- Гончарова, Е. Л. Изобразительная деятельность как средство общения, сообщения и построения «картины мира» / Е. Л. Гончарова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 6. – С. 41–50.
- Грабенко, Т. М. Игры с песком, или песочная терапия / Т. М. Грабенко. – Текст: непосредственный // Дошкольная педагогика. – 2004. – № 5. – С. 26–29.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по креативной терапии : учеб.пособие / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. – Санкт-Петербург: Речь, 2003. – с. – Текст: непосредственный.
- Колягина В.Г. Арт-терапия и арт-педаогика для дошкольников: учебно-методическое пособие.– М.: «Прометей», 2016.