Лазуткина Марина Николаевна
Харыкина Инна Сергеевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 15 «Дюймовочка»
г. Старый Оскол
Материал прислан и участвует во Всероссийской научно-практической конференции
«Современная цифровая образовательная среда в детском саду»
Аппликация – это род простой художественной и доступной деятельности, при которой создаются индивидуальные работы какого-либо изображения, из различных материалов, сохраняя реалистическую основу самого изображения.
Образовательные занятия по аппликации в первой младшей группе очень важны и вводятся в ежедневное планирование. С помощью данных занятий у детей пополняются знания о мире вокруг: о формах, размерах и конечно палитре цветов. Создавая красивые аппликации своими руками, у детей происходит стимуляция развития речи, тренировка мелкой моторики (подключаются мышцы пальцев и рук), а также воспитывает усидчивость и вкус к творческим видам различной деятельности, развивается воображение.
Аппликация может быть предметная, сюжетно-тематическая, декоративная. При занятии с детьми предметной аппликации берется образ предмета и выполняется из бумаги. Дети овладевают навыками вырезать из бумаги и наклеивать на цветной фон различные фрагменты предмета. Дети первой младшей группы для начала берут заранее заготовленные воспитателем предметы аппликации и наклеивают на фон (например, дом – квадрат и треугольник, гриб – шляпка и ножка). Сюжетно-тематическая аппликация предполагает собой развитие навыков наклеивание предметов в соответствии с темой или сюжетом (грибы в лесу, рыбки в аквариуме и т.д.). При выполнении данного аппликации перед ребенком ставится задача при выделении главного предмета, правильность соотношения предметов (маленький, большой), расположение предметов. Дети тренируют свое воображение и внимательность. Для детей занятие аппликацией является наиболее любимым так как детей радуют яркие цвета бумаги, а также сам процесс вырезания и наклеивания различных предметов.
Для первой младшей группы оптимально вводить геометрические аппликации и начинать необходимо с фигуры круг, так как в отличии от квадрата и треугольника, круг всегда располагается гармонично. Из кружков можно выстроить различные аппликации, например, мордочку медведя, гусеницу.
В работе с малышами в качестве материала для предметов аппликации используется в основном в качестве подложки белая бумага, а для элементов предмета цветная. Также элементы аппликации не должны быть сильно мелкими и желательно одинаковые по размеру, так как у малышей еще плохо развита мелкая моторика, и им будет тяжело работать с мелкими деталями.
В начале учебного года воспитатель работает с детьми, формируя их сначала в мини-группы 4-5 человек), через некоторое время уже ведется работа уже со всей группой. Так же не стоит забывать про индивидуальные занятия, так как дети индивидуальны, с разным уровнем подготовки. В первой младшей группе структура занятия аппликацией, как и других занятий составляет не более 15 минут.
Для проведения занятий по аппликации необходима вводная часть занятия, а именно детям важен игровой момент. Вводная часть может быть как в виде сценки с использованием сказочных персонажей, так и в просмотре обучающего тематического мультика. Также предмет аппликации может быть представлен как в натуре, так и его детальное изображение (картинка с четко выраженными элементами). Перед тем как приступить к выполнению аппликации, обсуждается каждая деталь, элемент предмета аппликации. Проговаривается форма элементов, цвет и размер, чтобы малышам было проще понять и расположить все элементы в правильном порядке. После вводной части, малыши приступают к практической части занятия. Воспитатель помогает малышам сортировать элементы предмета аппликации по цвету и форме. Затем все элементы в нужном порядке выстраиваются на подложке. Перед началом занятия воспитатель проводит с малышами пальчиковую гимнастику, а также перед тем как дети начнут наклеивать алименты, проводится еще и физкультминутка. После того, как аппликация готова, воспитатель смотрит каждую аппликацию и хвалит каждого ребенка за проделанную работу.
Важный момент при занятиях аппликацией, воспитатель должен научить правильно работать с бумагой, ведь дети часто просто тянут, рвут и мнут бумагу, а должны учится аккуратно брать фрагмент в одну руку на себя, а другую от себя. В начале года обучения дети первой младшей группы только учатся пользоваться клеем, к концу года они должны научится хорошо овладеть этот навык.
Темы для аппликаций в первой младшей группе могут быть различными и в разных видах.
Обязательно любое занятие в дошкольном учреждении проводить в развлекательной форме, особенно для малышей, чтобы удерживать их внимание на теме и предмете занятия. Также важно отметить, что по итогу занятия, в первой младшей группе воспитатель не проводит анализ готовых работ, не указывает детям на их недостатки в работе. Детей необходимо только хвалить, что стимулирует детей к их дальнейшему творчеству.