Мишукова Светлана Васильевна, Болданова Нэля Алексеевна – воспитатели второй группы раннего возраста № 2 , детский сад № 33 «Снежанка».
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка и имеет большое значение.
В своей группе мы создали предметно-развивающую среду «Центр развивающих игр», где подобрали игры, направленные на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это игры: мозаики, пирамидки, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, разной величины вкладыши, игрушки с открывающимися деталями, логические домики, шнуровка, застегивание пуговиц, кнопок, игры с карандашами, грецкими орехами и крупой, пальчиковый бассейн.
Малышу интересно разбирать предметы на части, а потом их собирать, закручивая детали. В центре «Вода – песок» проводим опыты «Холодная – горячая вода», «Сыпется – не сыпется», «Тонет – не тонет» и так далее. Организуем игры с водой и песком: «Колобки», «Переливание воды», «Поймай рыбку», «Фонтан», «Спрячем руки», «Угощение для кукол», «Веселые ладошки» и т. д. В этом центре и через эти игры дети не только знакомятся со свойствами песка, воды, различных предметов, но и закрепляют и узнают о форме, величине, цвете предметов, развивают мелкую моторику, активную речь. Самомассаж, игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук. Это способствует развитию не только мелкой моторики, но и активной речи, воображению, мышлению.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук проводим в течение всего дня: занятия, игры по сенсорному воспитанию, индивидуальная работа, утренняя гимнастика, физкультурные минутки, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика.
Также используем пальчиковые игры с речевым сопровождением. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры с речевым сопровождением – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз”. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Вот несколько примеров пальчиковых игр, которые мы разучиваем с детьми.
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз)
Мы морковку трем, трём (пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя)
Мы капусту солим, солим (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки)
Мы капусту жмем, жмём. (интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулак)
«Домик»
Раз, два, три, четыре, пять. (разжимаем пальцы, сжатые в кулак, по одному, начиная с большого)
Вышли пальчики гулять. (ритмично разжимаем все пальцы вместе)
Раз, два, три, четыре, пять. (сжимаем широко расставленные пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца)
В домик спрятались опять. (ритмично сжимаем все пальцы вместе)
«Покажите пальцем»
Покажите пальцем (дети сжимают правую руку в кулак)
Зайца, (вытягивают средний и указательный пальцы)
Книжку, (две раскрытые ладони складывают рядом)
Мышку и (ладони прикладывают к макушке)
Орех (сжимают кулак)
Указательному пальцу
Все известно лучше всех. (вытягиваем вверх указательный палец, сгибают и разгибают его)
Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.
Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: в раннем возрасте у ребёнка имеются затруднения в застёгивании и расстёгивании пуговиц, молний, кнопок, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и т. п. Важно развитие мелкой моторики именно через эти виды деятельности и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения, игрушек и т. д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.