ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ИГРУШЕК В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

0
884

Каплюченко Любовь Викторовна
Ченских Марина Ивановна
воспитатели
МБДОУ Федосеевский ДС «Яблочко»
Старооскольского городского округа

МАТЕРИАЛ участвует в  Региональной научно-практической конференции «Культура и традиции народов России в образовании детей дошкольного возраста»

Уже с ранних лет ребенок с интересом воспринимает и внимательно рассматривает необычные красочные предметы, не похожие на современные вещи, как будто вышедшие из сказки. Особенно интересны для детей народные игрушки.

Прежде всего, это связано с тем, что детскому восприятию близка простота самого образа. В фигурках маленький человек узнает людей и животных – птиц, коров, козликов, барашка, коня. Рассматривая игрушку, ребенок закрепляет в сознании знакомый образ, видя простые формы, может попытаться самостоятельно нарисовать или вылепить животное или человеческий образ.

Кроме того, знакомство с народной игрушкой тесно связано с малыми фольклорными жанрами – загадкой, потешкой, небылицей, – так как это еще больше привлекает внимание детей, делает образ более понятным. К зрительному и осязательному восприятию добавляется слуховой образ, а ребенок, как известно, мыслит звуками, красками и ощущениями.

Знакомству с народными промыслами в целом, и народной игрушкой в частности, нами была посвящена тематическая неделя, в ходе которой ознакомление с народной игрушкой осуществлялось на протяжении всего дня, как в процессе организации различных видов детской деятельности, так и в режимных моментах.

Так, совместная образовательная деятельность по ознакомлению детей с народной игрушкой в режимных моментах реализовывалась следующим образом:

материалы в печатный сборник 

Утро: рассматривание красивых народных игрушек, обведение предметов по контуру; проведение подвижных игр с подпрыгиванием, подведение к теме задания при помощи народной игрушки (Дымковская игрушка): «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Через ручеек»; проведение дидактической игры «Собери матрешку», также использовать приёмы формирования положительного отношения к труду: полюбоваться предметами народно-прикладного искусства (дымковской игрушкой, матрёшками); рассматривание матрёшки.

Гигиенические процедуры: использование потешек «Водичка, водичка, умой наше личико», «Расти коса».

Вечер: рассматривание совместно с детьми картинок с изображением народных игрушек; организация игровых ситуаций с использованием народных игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театра; рассматривание картинок о народных промыслах (дымковская игрушка, виды матрешек).

Работа по ознакомлению и привлечению внимания детей раннего возраста к народной игрушке включала в себя сценарии цикла занятий, посвященных определенной теме. Все части сценария выполнялись по усмотрению воспитателя в течение дня в зависимости от эмоционального и физического состояния детей.
При организации работы по ознакомлению детей раннего возраста с народной игрушкой использовали следующие дидактические материалы: большая матрешка, двухместные матрешки на каждого ребенка, разноцветные платочки: синие, красные, желтые, зеленые; косынки четырех основных цветов, четыре коробки: красная, синяя, желтая, зеленая; пластилин, влажные тряпочки, карандаши для рассматривания, 7 кирпичиков и 1 призма на каждого ребенка.

В течение тематической недели занятия по ознакомлению с народной игрушкой детей раннего возраста были построены следующим образом:

1. Индивидуальная работа с детьми, действия с предметами «Матрешки».
Звучит русская народная мелодия «Как у наших у ворот». На столе стоят матрешки.
Воспитатель: – Здравствуй, Маша. Слышишь, как весело в нашей группе? Хочешь посмотреть, кто там веселится? Пойдем, посмотрим. Вот, оказывается, кто веселится! (берет одну матрешку в руки, показывая ребенку). Это матрешка. Посмотри, какой у нее красивый сарафан, какой яркий платок. Покажи, Машенька, где у матрешки ротик, носик, глазки. Наша матрешка танцует под веселую музыку. Покажи, как она танцует. Хочешь поиграть с матрешкой? Выбирай любую, какая тебе нравится. Аналогично проводилась работа с каждым ребенком.

2. Зарядка с платочками.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какие разноцветные платочки принесли матрешки. Вот красный платочек, вот синий… (показывает). Хотите поиграть с ними? Из коробки с платочками выбирайте, какой понравится.
1-е упражнение. «За платочками». Ползание в заданном направлении.
2-е упражнение. «Помаши платочком». Исходное положение: сидя, руки с платочком опущены, ноги выпрямлены. Поднять руку с платочком, помахать, опустить вниз. То же самое выполнить другой рукой (4 раза).
3-е упражнение. «Покажи платочек». Исходное положение: стоя на коленях, платочек в руке за спиной. Руки с платочком вытянуть вперед. Принять исходное положение (4 раза).

3. Предметно-познавательная деятельность «Игра с матрешкой».
Воспитатель привлекла внимание детей большой яркой матрешкой.
Я веселая матрешка,
Ладушки, ладушки.
А в ушах моих сережки,
Ладушки, ладушки.
Воспитатель побуждала во время произнесения слов «ладушки, ладушки» хлопать в ладоши. Дети садились за столы и у каждого была двухместная матрешка.

4. Конструирование «Дома для матрешек».
Воспитатель: Дети, матрешки просят вас построить для них домики. Для большой матрешки – большой, для маленькой – маленький.
Маленький домик строится из двух положенных друг на друга кирпичиков, а сверху ставится трехгранная призма (крыша). Большой дом строится из 4-5 кирпичиков. Дети строили домики по образцу, предложенному воспитателем. Затем в домики расселяли матрёшек.

5. Игра с косынками.
В разных частях группы воспитатель расставила 4 коробки красного, желтого, синего, зеленого цвета. Из каждой коробки выглядывали концы косынок соответствующего цвета: в красной коробке красные косынки, в синей – синие.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какие красивые коробки матрешки для вас принесли. В красной коробке лежат красные косыночки. Кто хочет украсить себя красной косыночкой? Дети достают косынки. Педагог помогала малышам повязать косыночки: девочкам на голову, мальчикам на шею. Давайте поищем в группе коробку и косынки другого цвета. Наши новые подружки, яркие матрешки, хотят, чтобы малыши были такими же нарядными, как и они. Дети вместе с воспитателем искали коробочки, найдя, наряжались, любовались у зеркала.
Воспитатель: Вы как настоящие матрешки. Настало время спеть песенку и поплясать. Звучит народная мелодия «Вот как спляшем».

6. Лепка «Сладкий пирог для матрешек».
Воспитатель: Матрешки очень любят приглашать гостей к себе в домик. Поэтому они просят, чтобы мы помогли им испечь пирог-угощение для гостей. Возьму кусочек пластилина, положу на ладошку, другой ладошкой прикрою и покатаю пластилин между ладошками. Посмотрите, какой получился шар. Какого он цвета? Затем приплюснем его и сделаем из шара небольшую лепешку. Украсим наш пирог горошинами – маленькими шариками. Слеплю еще один. Тебе, матрешка, нравится? Хотите (обращаясь к детям) помочь мне? Только сначала разомнем наши ручки. В красном стакане стоят красные карандаши, в зеленом – зеленые. Таня, какого цвета карандаш ты взяла? А теперь покатаем их между ладонями.

7. Рассказывание сказки «Теремок».
Воспитатель: Матрешки очень любят слушать сказки. Садитесь и вы послушайте сказку про терем, терем, теремок.
Воспитатель рассказывала сказку с помощью деревянного театра.
Таким образом, при помощи интегрирования образовательных областей в период тематической недели происходит знакомство детей раннего возраста с народной игрушкой, что способствует дальнейшему развитию малышей.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь