Гарбузова Ольга Викторовна
Лобазнова Любовь Федоровна
Горожанкина Ольга Васильевна
воспитатели
МАДОУ ДС №73 «Мишутка»
г. Старый Оскол
ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Материал прислан для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Реализация бережливых технологий в деятельности дошкольных образовательных организаций»
На данный момент в системе образования Белгородской области успешно реализуется проект по использованию Lean-технологий. Бережливое производство – это инновационная схема управления процессами в различных областях деятельности человека, целью которых является более эффективное их функционирование, оптимизация деятельности всех сотрудников учреждения. Автором данной идеи стал Тайити Оно, сотрудник японской автомобильной корпорации Toyta.
В наше время инструменты бережливой технологии пришли в сферу просвещения, приравнивая образовательный процесс к производству, где «продуктом» является обучающийся, которому добавляется «стоимость» в виде знаний, умений и уровня сформированных компетенций, а также для устранения излишних издержек в системе управления дошкольными учреждениями. В некоторых случаях, в качестве их синонима, применяется термин muda, что означает мусор, отходы, расходы.
Виды потерь (в том числе и в ДОУ) бывают: ожидание, перепроизводство, транспортировка, лишние этапы обработки, неоправданные перемещения, лишние запасы.
Инструменты бережливых технологий в моделировании образовательного учреждения дают возможность сделать анализ потерям, которые мешают его оптимизации. В таком случае можно говорить о «бережливом обучении». В данном контексте выделяются составные элементы или методы, которые сами могут выступать в качестве схемы управления. Это: поток единичных товаров, общий уход за оборудованием, система 5S, Кайдзен, быстрая переналадка, предотвращение ошибок.
В педагогической практике более широкое применение нашли такие методы как Кайдзен и 5С. Кайдзен – философия, которая строится на основе непрерывных изменений. Основа идеи – постоянное преобразование, постоянное повышение производительности посредством устранения ненужной работы. Развитие производства в формате концепции Кайдзен осуществляется по следующим направлениям развития:
1. Сокращение отходов (постоянное снижение потерь на каждой стадии процесса за счет вовлечения в процесс каждого сотрудника, что предполагает разработку и реализацию предложений по сокращению потерь на каждом уровне управления.)
2. Незамедлительное устранение неисправностей (По теории КАЙДЗЕН – все сотрудники должны уметь незамедлительно решать проблемы, что позволит направить производство в эффективное русло)
3. Оптимальное использование. (Ресурсы, которые, освобождаются при быстром решении проблем, направляются на совершенствование других целей)
4. Работа в команде. (Позволяет быстрее решать проблемы, конфликтные ситуации, создает доверительные отношения между членами коллектива, повышает их самооценку.)
5. Наивысшее качество. (Осуществляется за счет быстрого решения проблем слаженной команды по созданию значительного объема ресурсов.)
Все эти направления развития бережливого производства с успехом апробируются в дошкольных организациях нашей области. Остановимся более детально на принципе 5S-системе организации и рационализации рабочего места.
1. «Сортировка», под ней подразумевается четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от ненужных. Например: на дверцах шкафчиков для одежды можно наклеить схему правильного расположения вещей по полкам, а на рабочем столе педагога нанести условные обозначения минимального и удобного расположения вещей.
2. «Соблюдение порядка» – это принцип строгой организации хранения используемых вещей, который помогает быстро их находить. В нашей группе на каждом шкафчике и полках есть маркеры в виде картинок, которые помогают детям и педагогам быстро находить игрушки и необходимые предметы.
3. «Содержание в чистоте» – означает постоянное соблюдение санитарно-гигиенического режима. Чистое рабочее место, на котором приятно работать (что повышает эмоциональное состояние работника и делает рабочее место более привлекательным). Для выполнения данного принципа алгоритм «Мытье рук» можно расположить над раковинами, алгоритм посещения туалета рядом с унитазами. Данные памятки-алгоритмы помогают педагогам быстрее приучить детей к точности их выполнения, воспитывают прочные навыки опрятности и аккуратности.
4. «Стандартизация» – это необходимое условие для выполнения первых трех правил. В нашей стране приняты определенные государственные стандарты, которые должны все знать и выполнять. Меры предосторожности предполагают обозначение цветом, сигнальными знаками, разметками и т.д. Например: непосредственная опасность – это красный цвет, предполагаемая опасность – желтый цвет, безопасные условия – зелёный цвет. Так во многих группах детского сада зоны открывания дверей, особо опасные места, острые углы, обозначены маркерами красного цвета или желтого цвета.
5. «Совершенствование» – постоянное стремление к точному выполнению установленных правил, процедур и технологических операций. С этой целью также широко используются различные маркёры, условные обозначения, алгоритмы, всевозможные подсказки. С помощью стенда «Наши активности» каждое утро дошкольники самостоятельно составляют маршрут своей деятельности, намечают мероприятия, в которых они будут участвовать. Это помогает педагогам воспитывать у детей инициативу, самостоятельность.
Благодаря соблюдению принципов 5С, у детей формируются навыки точного соблюдения режимных моментов, бережного отношения к окружающим предметам, экономии времени, постоянного соблюдения чистоты, порядка и т.д.
В режиме реализации общего проекта по внедрению Lean-технологий в нашем регионе в каждой дошкольной организации осуществляются проекты по оптимизации административного управления. Для этой цели создается команда проекта, которая обозначает проблему, анализирует ее, выявляет потери, используя метод картирования процесса. Картирование – это схема, включающая в себя этапы передвижения материальных и информационных потоков для выявления путей совершенствования текущего процесса с целью приближения его к идеальному состоянию. В процессе картирования широко используются инструменты визуализация: (карточка проекта, карта текущего состояния процесса, будущего состояния, пирамида проблем, «5 почему», диаграмма Ганта, доска задач (канбан), производственный анализ и другие.) Данные инструменты помогают оптимизировать управленческую и образовательную деятельность ДОУ. В работе с дошкольниками используются свои способы визуализации бережливости.
Внедрение технологий бережливого производства в образовательные организации нашей области преследует своей целью воспитание у детей, родителей и педагогов бережливого мировоззрения, так необходимого в наше время.