ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  С ДЕТЬМИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

0
2555

Ковалева Наталья Николаевна
Подкопаева Ирина Ивановна
воспитатели
Тума Ирина Александровна
педагог дополнительного образования
МБДОУ ДС№62 «Золотой улей»
Старооскольского городского округа

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 С ДЕТЬМИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение различных задач, одной из которых является развитие способностей и творческого потенциала ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы развития личности и формируются творческие способности.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.

Так как уже в раннем возрасте начинают появляться творческие особенности личности, мы считаем, что очень важно не упустить этот период и начинать приобщение детей к театральной деятельности в первой младшей группе.

Работу по формированию творческой личности посредством развития театрализованной деятельности в первой младшей группе мы проводим в несколько этапов.

материалы в печатный сборник 

Первый этап проходит в период адаптации детей к условиям детского сада. Мы используем прием встречи детей по утрам куклой Петрушкой, что способствует установлению доброжелательных отношений между педагогами и детьми.  Использование кукол, «кукольных разговоров» помогает снять психическое напряжение, перенести внимание ребенка с собственных переживаний на новый объект – куклу. Народная игрушка «рассказывает» детям потешки, народные песенки, сказки, развивает желание малышей вступать в контакт, играть вместе со сверстниками, делиться игрушками.

Для формирования первичных представлений о театре мы организуем просмотры спектаклей, подготовленных воспитанниками групп старшего дошкольного возраста. Начинаем знакомство детей с театром с наиболее простого, доступного для эмоционального отклика ребенка вида – кукольного театра. Для того чтобы малыши смогли уловить смысл событий, происходящих на сцене, незадолго до начала представления мы рассказываем им о содержании спектакля. В ходе самого представления подключаем внимание детей к событиям, происходящим на сцене. В процессе этих зрелищ дети учатся смотреть и понимать происходящее, выражать свои эмоции, реагировать на положительные и отрицательные поступки героев.

Прием театрализации в виде игровых образовательных ситуаций мы постоянно используем в непосредственно образовательной деятельности. Театральные персонажи вступают в общение с детьми, выполняют различные действия, что позволяет повысить познавательную активность, способствует развитию творческих навыков.

Большую роль мы отводим индивидуальной работе, учитывая, что у детей разный уровень развития, слабо развиты навыки совместной деятельности. Так как малышу легче показать, чем рассказать, мы строим свою работу на использовании имитационных, подражательных движений. При этом используем различные формы работы. Так, при подъеме детей после дневного сна предлагаем «изобразить» как утята просыпаются, потягиваются, машут крылышками и т.д. Утреннюю гимнастику проводим, обыгрывая сюжеты из знакомых сказок. В проводимых подвижных играх участвуют персонажи театра би – ба – бо, перчаточные куклы.

Проанализировав результаты деятельности с детьми на первом этапе, сделав вывод, что проведенная работа способствовала благоприятной адаптации детей к детскому саду, поддержанию эмоционального состояния детей, мы переходим к следующему этапу работы.

Когда дети привыкли к совместной деятельности и общению, мы используем элементы ролевой театрализованной игры. В ней мы соблюдаем принципы гендерного воспитания: девочки в игровом уголке вначале с помощью воспитателей, а впоследствии самостоятельно организуют игры, в которых, подражая взрослым, беседуют с куклами, укладывают их спать, кормят, умывают. Мальчики катают кукол на машине, строят для них дома, делают покупки.

Театрализованные игры, используемые нами, включают в себя элементы драматизации, которые основаны на соответствующих действиях исполнителя роли. В совместной игре со взрослыми дети воспроизводят действия, характерные для персонажа, проявляют добрые чувства по отношению к игрушкам. Мы развиваем у детей умение отображать в ролевой театрализованной игре бытовые действия на основе имеющихся у детей представлений о семейных взаимоотношениях.

С целью воспитания у детей таких качеств, как искренность, доброта, отзывчивость и другие мы используем игры – драматизации по мотивам знакомых сказок.

Мы проводим игры – имитации, в которых предлагаем детям отобразить действия людей, животных и птиц. В играх – имитациях образов хорошо знакомых сказочных персонажей дети изображают, как двигаются и говорят животные из сказки «Теремок», «Колобок», как «Птички летают», «Зайка прыгает», «Мишка в гости идет». Благодаря этому у детей развивается фантазия, свобода воображения.

Один раз в месяц непосредственно образовательную деятельность по художественно – эстетическому развитию (знакомство с художественной литературой) мы проводим полностью как театрализованную деятельность. Художественное произведение, поданное детям младшего дошкольного возраста в виде театральной постановки, усваивается и запоминается намного лучше. Малышам предлагаем спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным окончанием.

В процессе проведения дидактических игр «Найди пару», «Угадай, кто в какой сказке живёт», «Кто спрятался?» мы используем объемные персонажи настольного, пальчикового и других театров.

Отмечая положительную динамику в развитии театрализованной деятельности, мы пришли к выводу, что у детей накопился опыт отображения в игре окружающей действительности. Они стали проявлять эмоциональную отзывчивость, вступать в конкретные действия помощи, заботы, участия.

Опираясь на эти выводы, мы переходим к 3 этапу.

Для формирования навыков театрализованной деятельности мы используем чтение по ролям несложных стихов и потешек, сопровождая показом пальчикового или настольного театра. Фольклорные произведения подбираем образные, понятные детям, обязательно содержащие диалог: «Кисонька-мурысонька», «Ванька-встанька».

Затем вместе с детьми инсценируем отдельные сценки и короткие несложные произведения. Для овладения этими навыками мы в индивидуальной работе предоставляем детям возможность исполнить контрастные роли – старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка. Обыгрывая с детьми ряд стихотворений и потешек, побуждаем их сочетать слова и движения. Учитывая возрастные особенности детей, то, что дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют, мы даем малышам возможность самим поиграть с фигурками театра.

Далее мы переходим к театрализации конкретного произведения. Для этого планируем и проводим целый комплекс мероприятий: например, для инсценировки сказки «Колобок» предлагаем детям во время утренней гимнастики передать в движении как идут по лесу Мишка, Заяц, Лиса. В процессе организованной деятельности по развитию речи упражняем детей в диалоге старика и старухи, Колобка и Зайки. В ходе организованной деятельности по художественно – эстетическому развитию (музыкальной деятельности) упражняем детей в пении песенки Колобка, разучиваем танец Зайчика и т.п.

Театрализованная деятельность стала занимать важное место в педагогическом процессе первой младшей группы, способствуя всестороннему творческому развитию детей.

 

*******

Этот материал был представлен на  региональной научно-практической конференции «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь