ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

0
1604

Хохлова Любовь Александровна
Столяренко Ольга Алексеевна
Перцева Любовь Васильевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 62 «Золотой улей»
Белгородская область, Старый Оскол

 

ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных организаций, очень важной остаётся задача приобщения детей к театрализованной деятельности с самого раннего возраста.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли. Стараясь подражать тому, что видел и, что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Поэтому важнейшая задача дошкольного образования — сформировать внутренний и эмоциональный мир ребенка, его духовно-нравственный облик; развивать способность не отрывать восприятие явлений жизни от их эмоционально-нравственной оценки, видеть мир целостно и не отделять самого себя от окружающей действительности.

Рекламное сообщение     

Мышление дошкольников более свободно, независимо, чем мышление взрослых детей. И это качество необходимо развивать. В связи с этим, целью нашей педагогической деятельности стало развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, нами используются разнообразные приемы: творческие задания; упражнения и этюды; выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.

Для успешной работы создана предметно-пространственная среда: в группе руками воспитателей и родителей оборудованы театральные уголки для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, декорации. Кроме того, существует театральная зона, где имеются куклы-марионетки, варежковый и пальчиковый театры, наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы, карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой. Сделана картотека театральных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр – превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений.

С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра, как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. В повседневной жизни мы используем разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок («Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба» и другие). Привлекаем детей к участию в инсценировках, обсуждаем с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки «Репка» малыши «тянут» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком «махнула» и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

В средне группе углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Они с удовольствием инсценируют сказки «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка», «Пых», «У страха глаза велики» и другие. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:

  • – многоперсонажные игры – драматизации по текстам двух – трёх – частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»);
  • – игры – драматизации по рассказам на тему ” Труд взрослых”;
  • – постановка спектакля по произведению.

В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли тёплый песок руками» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера («Угадай, что я делаю»).

Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры – беседы, викторины.

Система работы по организации театрализованной деятельности строится  на основе содержания основной образовательной программы.

Темы театрализованных игр, мероприятий, развлечений согласовываются с содержанием комплексно-тематического плана по реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Цели и содержание театрализованной деятельности определяются в соответствии с  возрастной группой и  программными требованиями.

Совместная театрализованная деятельность с детьми организовывается во второй половине дня, в свободной деятельности.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театр в детском саду формирует у ребенка умение видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Дети с удовольствием рисуют и лепят, создают аппликации  по мотивам любимых сказок и мультфильмов.  Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Список литературы:

  1. Баранова Е.В, Савельева А.М. От навыков к творчеству Мозаика – Синтез, 2009.
  2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.
  3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности Мозаика – Синтез, 2008.
  4. Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду, Мозаика – Синтез, 2008 год
  5. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. Учреждений.-М.: ТЦ “Сфера”,2001.-128с
  6. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.
  7. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. / Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. -М.: Школьная Пресса. – 128 с.
  8. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.

 

*******

Этот материал был представлен на  региональной научно-практической конференции «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь