Кабаева Татьяна Кузьминична
воспитатель
Малинский ЦРР-д/с «Ивушка»
городской округ Ступино/
Московская обл.
Мой род
конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Цель:
- Сформировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
- Воспитывать желание воспитывать о близких, развивать чувство гордости за свою семью;
- Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
Задачи:
- Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердие, сопереживание, послушание родителям, любви к семье, дружелюбие, ответственности и заботы.
- Знать о родословной совей семьи.
- Знать об обязанностях детей по отношению к родителям, о послушании старшим.
- Учить детей заботиться о близких.
- Знать об обязанностях отца, матери, детей по отношению друг другу, как проявление любви.
- Воспитывать уважение к традициям жизни предков.
Виды детской деятельности:
Познавательная, игровая, двигательная, речевая.
Материал:
- Хрестоматия № 3 «Добрый мир. Православная культура для малышей», стр. 4,5.
- Поговорки и пословицы. Стр. 13, 15, 16
- Выставка «Генеалогическое древо».
- Фотовыставка «Семья»
- Иллюстрации из детских книг с животными и их детенышами.
- Цветная бумага, ножницы, клей, кисточки, салфетки для аппликации.
- Песня «Родной дом» ( муз. Е. Рыбкина, сл. Т. Рыжовой)
- Здоровьесберегающие технологии:
- Ортопедические коврики «Дорожка здоровья».
- Музыкотерапия
- Физкультминутка
- Психогимнастика
- Пальчиковая гимнастика.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
- Организационный момент.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Поздоровались со всеми
и тихонечко вы сели.
Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?
Я – Татьяна Кузьминична, а когда была маленькой девочкой меня ласково называли Танюша, Танечка.
Ребята, скажите, как вас ласково называют родители, бабушки, дедушки?
А тебя как ласково зовут? (Машенька, Ванечка, Миланочка…) (Ответы всех детей).
- Основная часть.
Воспитатель:
А теперь мы начинаем нашу беседу.
Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших пригожих, я приглашаю поиграть.
- Психогимнастика.
Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у них хорошие настроение.
А если сердятся, вас ругают, хмурятся?
- Сообщение темы занятия.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим про семью, про ваш род и в группе у нас открыта фотовыставка «Моя семья», а также некоторые дети приготовили «Генеалогическое древо».
Кто хочет рассказать о своей семье? (дети по желанию подходят к фотографии своей семьи, рассказывают кто изображен).
По ходу воспитатель спрашивают о членах семьи, как зовут, где фотографировалась семья.
С кем ты живешь?
Кто самый старший в семье?
Кто самый младший?
Кто кому мама?
Кто кому сын (дочка)?
Для мамы ты кто?
А для бабушки?
Для брата, сестры?
Ты любишь своих близких? Почему? (потому что они добрые, ласковые, заботливые)
Кто чем занимается в семье?
Кто о тебе заботится?
Как ты заботишься о других членах семьи?
- Чтение и обсуждение текста «Мой род» с.4
У каждого из нас есть папа и мама. Это наши родители. У них есть мама и папа – это наши дедушки и бабушки. Но и у дедушки и бабушки свои мама и папа, а у тех – свои. Только жили они давным-давно и являются нашими предками. Все ваши дедушки и бабушки – ваши предки и составляют ваш род. У каждого из нас есть свой род.
Кто знает, как звали ваших прадедушек и прабабушек? (Ответы детей)
– Чтобы вы лучше знали своих предков: бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». Родословная, по – другому – семейная история. А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветви изображали поколения и членов семьи. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». (Кто-то из детей покажет «Гд» и расскажет про свою родословную).
- Игра «Назови ласково»
Свою маму – мамочка, мамуля.
Своего папу –
Свою бабушку –
Своего дедушку –
Свою сестру –
Своего брата –
- Дидактическая игра «Доскажи пословицу или поговорку».
В народе о семье сложено много пословиц и поговорок. Вспомним их.
– Вся семья вместе, (так и душа на месте).
– Не будет добра, (коль в семье вражда).
– Кто родителей почитает, (тот вовек не погибает).
– Почитай старых, (сам будешь стар).
- Пальчиковая гимнастика «Дружная семья.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – Я,
Вместе – дружная семья!
- Беседа по иллюстрациям из детских книжек.
Воспитатель предлагает детям иллюстрации из детских книг, где изображены семьи животных и птиц (петух, курица, цыплята, кошка с котятами)
- – Как вы думаете, можно ли сказать, что на этих картинках изображена семья? Почему?
- – Что чувствует кошка рядом со своими котятами?
- – Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей?
Правильно, и животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детеныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них.
- Отгадывание загадок.
Место, где мы все живем,
Называется – наш … (дом).
- Творческая работа. Аппликация «Наш дом» с.4
(во время работы звучит песня «Родной дом»)
- Выставка. Анализ работ.
- Работа с иллюстрацией «Наша семья».
- – А что вы можете сказать об этой семье?
- – Почему вы решили, что семья большая, дружная, трудолюбивая?
- – Сколько в семье человек? Назови всех?
- – Чем занимается каждый из членов семьи?
- – Как заботится о семье отец?
- – Как – мама?
- – Хорошо ли деткам, когда у них есть братья и сестрички?
В нашей стране с давних времен любили детей. И семьи были большими, в них было по – многу детей. В таких семьях старшие помогали младшим, заботились о них. Детям никогда не было скучно. Они были помощниками своим родителям, делали, что было им по силам. Ведь, вспомним, Бог дал какие правила для жизни? (Любить друг друга, заботиться друг о друге, трудиться, быть послушными). Вот такая семья и нарисована на картинке. Видите, никто из детей е лезет вперед, все спокойно стоят, сидят рядом с родителями. А два малыша лежат на печке. Раньше в доме печка была важной частью: и дом обогревала, и еду в ней готовили, а на ее теплой лежанке спали. А какая красивая одежда на всех! Ее делали сами, плели из льна. Мы видим на картинке слева прялку. На ней делали пряжу. Это тоже умела делать каждая девочка. А вот смастерить прялку и мог и отец, и сын. Еще мы видим, что дом украшен красивыми половицами – ковриками. Такие коврики умели плести и мамы, и дочки.
14.Ходьба по «Дорожке здоровья».
- Итог непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель:
Как хорошо, что у вас всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, то это – настоящая семья.
Главное, чтобы всегда в семье были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
- Д/игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье»
(Пожелания детей своей семье)