Канавина Любовь Павловна
Шаткова Татьяна Викторовна
Жакова Татьяна Павловна
воспитатели
МБДОУ ДС № 24 «Берёзка»
Старооскольского городского округа
Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”
Волонтёрство – это синоним слова «доброволец», поэтому волонтёрство – это, прежде всего, инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им. Волонтёрство – это бесплатная помощь. В результате своего труда ребёнок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребёнка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. В детских садах педагоги активно внедряют технологию социализации «Маленькие волонтёры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т.д.
Технология «Маленькие волонтёры» – это развитие дошкольного волонтёрского движения в ДОУ, главной целью которого, является организация волонтёрского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.
Задачи педагогической технологии «Маленькие волонтёры»:
- Расширять представления о волонтёрском движении у детей 5-6 лет, педагогов детского сада, родителей.
- Создание такой ситуации развития, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших дошкольников к младшим.
- Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении.
- Составить план мероприятий и реализовать его в течение учебного года.
- Развивать коммуникативные навыки у детей.
В каждом педагогическом коллективе должен быть человек, отвечающий за реализацию данной технологии, отслеживающий процессы, происходящие среди старших и младших детей и информирующий об этом всех педагогов. Необходимо организовать «Школу волонтёров», то есть специально обучать старших детей по следующим программам: «Научим малышей играть», «Научим разрешать конфликты», «Научим одеваться», «Знаем, как помочь в проведении занятий».
В нашем детском саду используется технология «Маленькие волонтёры», предполагающая разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. На первом этапе в старшей группе выделились добровольцы из 5-6 детей, которые больше остальных проявляли желание заниматься с малышами. Педагоги познакомили добровольцев с правилами поведения в детском саду, научили, как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по настоящему ощутили себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей – волонтёров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
После того, как волонтёры, очень довольные и гордые, приходили в группу и рассказывали, где они были, чем занимались, то и остальные постепенно стали проявлять интерес и желание сначала попробовать, а потом тоже активно включались в работу. Мы, воспитатели старшей группы совместно с детьми составили ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших. Волонтёры занимаются с малышами во всех режимных моментах, в течение всего дня: проведение и разучивание пальчиковых игр, стихотворений; оказание помощи при одевании детей на прогулку; совместные игры на прогулке, оказание помощи на участке; после прогулки – умывание и укладывание спать; совместная продуктивная деятельность; совместные сюжетно-ролевые игры.
Детям нравится выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу. Не ждать материального вознаграждения – в этом главная суть этого движения.
Волонтёрство – очень полезная и нужная деятельность для детей. У них развивается уверенность в себе, они начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей. Развивается навык общения в разновозрастном коллективе; создаётся такая ситуация развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде; развивается самостоятельность и ответственность.
Использование инновационных технологий помогает детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.