ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ СИСТЕМЫ «МЯГКИХ НАВЫКОВ» ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК

0
655

Колесниченко Ольга Викторовна
старший воспитатель
Маскина Ольга Николаевна
педагог-психолог
Махоркина Дарья Валерьевна
музыкальный руководитель
МБДОУ д/с № 4 «Ладушки»
город Шумерля Чувашской республики

 Материал публикуется во Всероссийском ПЕЧАТНОМ сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания», ФЕВРАЛЬ-2022

С каждым годом увеличивается объем информации, которая необходима каждому человеку для того, чтобы быть успешным. В быстром темпе жизни недостаточно лишь только конкретных («жестких») навыков, которые приобретаются детьми в образовательном учреждении. Современная жизнь предъявляет требования развития другой группы навыков – «мягких» навыков. Переориентация образования на развитие у детей «мягких навыков» является ключевым звеном к решению успешности в будущей трудовой деятельности.

Специалисты в области науки об образовании выделяют две группы навыков: Hard skills («твердые» навыки) – это профессиональные умения и навыки, необходимые для того, чтобы эта деятельность могла нормально осуществляться (оператор должен быстро набирать текст, спасатель должен хорошо уметь плавать). Техническая сторона деятельности человека. Именно их зачастую выставляют работодатели в описании к вакансиям на ту или иную работу. Soft skills («гибкие» навыки) — набор социальных навыков, которые помогают человеку решать задачи в жизни: коммуникация, лидерство, работа в команде, управление людьми, эмоциональный интеллект. Гибкие навыки нельзя освоить на тренинге, они формируются в детстве и развиваются в течение всей жизни.

Довольно часто приходится слышать о soft skills в вопросах саморазвития, карьеры, жизненного и профессионального успеха. Это главные составляющие взрослой жизни человека, поэтому вполне закономерно может возникнуть вопрос: а какие такие soft skills могут быть нужны детям! Им, вроде как, рановато думать про карьеру, а развитием детей занимаются детские сады, школы, спортивные секции, творческие студии и так далее. Говоря о наших детях, следует учитывать именно то, что “мягкие” навыки — это то, что начинает впитывать ребенок с первых дней своей жизни, смотря на своих родителей. К сожалению, сегодня мы стараемся сосредоточиться на развитии академических навыков у детей. Считается, что детям важнее уметь производить арифметические операции с предметами, чем уметь общаться, творчески мыслить или работать в группе. В подростковом же возрасте, к примеру, эти умения напрямую связаны с тем, что заложили в раннем детстве в ребенка родители. Именно в семье поначалу и идет развитие «мягких» навыков.

Важно помнить, что soft skills это не отдельные навыки, а единый комплекс навыков, необходимых для плодотворного общения и решения совместных задач. Эксперты Global Education Futures и WorldSkills Russia рекомендуют развивать 10 главных навыков, необходимые в будущем: управление вниманием и концентрация, творческое мышление, логика, пространственное мышление и воображение, навыки работы с информацией, самоорганизация и тайм-менеджмент, эмоциональный интеллект, межкультурная коммуникация, умение учиться и переучиваться, критическое мышление.

Как и у взрослых, у детей самые важные навыки – коммуникативные. Именно с коммуникативных навыков и начинается формирование soft skills. Ребенок должен научиться общаться, представляться, знакомиться, договариваться, принимать разные точки зрения и аргументировать свою, уметь вести диалог. Для развития коммуникативной компетентности ребенка-дошкольника в детском саду важно создать определенные условия. В каждом ДОУ это могут быть свои условия.

материалы в печатный сборник 

Так, в нашем д/с «Ладушки» организация внедрения технологии «Детский совет» позволила убедиться, что это самый демократичный способ создания условий для межличностного и познавательно-делового общения взрослых и детей, в ходе которого активно развиваются навыки ведения коммуникации. Дошкольники учатся формулировать свои суждения, отстаивать свою точку зрения, планировать собственную деятельность, распределять роли и обязанности. Все эти навыки очень пригодились нашим выпускникам в школе.

Формирование системы мягких навыков невозможно без участия родителей. Ведь первое условие будущей успешной жизни наших воспитанников — это предоставление собственного положительного примера взрослых, в первую очередь, родителей. Давайте сделаем шаг к воспитанию целостных, успешных и счастливых детей!

Список литературы:

  1. http://kopilkasovetov.com/lichnaya-effektivnost/ka…
  2. http://lifehacker.ru/2014/11/21/5-urokov-franklina…
  3. Исаченко И.И. Самоменджмент, учебное пособие http://www.hi-edu.ru/e-books/
  4. Кузин Ф., Культура делового общения, Москва, 2004.
  5. Панфилова А., Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Санкт-Петербург, 2005.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь