ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Гуляева Оксана Николаевна
воспитатель
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
«Туора-Кюельская средняя общеобразовательная школа
имени И.Н. Гуляева»
Таттинский улус с. Туора-Кюель Республики Саха (Якутия)

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта Первый социальный опыт ребенок получает в детском саду. Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек. В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности. Именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребенок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Поэтому огромное внимание при проведении работы по воспитанию детей с учетом гендерных особенностей, мы уделяем подбору игровому материалу и оборудованию для игровой деятельности мальчиков и девочек.

«Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Цель нашей работы: выявить особенности реализации регионального компонента образовательной работы по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.

Нами были поставлены задачи:

  1. Определить сущность гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
  2. Выявить содержание работы по гендерному воспитанию детей посредством сюжетно-ролевых игр с региональным содержанием.
  3. Разработать рекомендации по совершенствованию процесса развития личности мальчиков и девочек с учётом регионального компонента.

Предметно-пространственную, развивающую среду в группе мы создавали с учётом гендерных и индивидуальных, региональных особенностей и потребностей каждого ребёнка для самостоятельной деятельности. Для мальчиков я изготовила различные макеты: «АЗС», «Парковка», «МЧС», «Булчут мала-сала», «Отчут мала-сала», «Балыксыт мала-сала» имеется форма полиции, военных, моряков, летчика, капитана и др. Для девочек оформлены сюжетные игры «Ателье», «Салон красоты», «Маленькая хозяйка», «Цветочница», «Ферма» и другие, имеются сарафаны, халаты. Наряду с этим, с родителями ведется совместная работа по гендерному воспитанию. Оформлена наглядная агитация: папка-передвижка: «Что такое гендерное воспитание?», консультации: «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка», «Как воспитывать девочку», «Психологическое развитие мальчиков». Центры занятости в группе созданы и размещены с учетом возрастных особенностей детей. Для мальчиков и девочек отведено разное пространство. Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Девочки в игре используют всё, что может понадобиться, и чтобы было рядом для игры. Чаще всего в играх девочки осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм. Это уголок «Ряженья», «Салон красоты», «Кукольный уголок», «Больница», «Ателье», а также уголок «Магазин» – со всеми необходимыми атрибутами. Для игровой деятельности детей я постоянно пополняю и обновляю разными игрушками – заменителями и атрибутами.

Уголок для мальчиков, где есть макет – дорога для дорожного движения, сюжетно – ролевая игра «шофер» и «моряки», различный конструктор LEGO, строительный материал. Игры для мальчиков: «Космонавты», «Охотники», «Пограничники», «Я строитель», «Водители», «Пожарные», «Полицейские», «Моряки», «МЧС». С помощью родителей оборудовали игровую среду. Папы помогали в оснащении сюжетно-ролевых игр «мужскими» атрибутами, свойственными для каждой отдельной игры, сделали своими руками штурвал, якорь, для игры в моряков, руль, дорожные знаки и дома для игр с машинами, атрибуты охотника, рыболова, сенокосчика. Мамы сшили для сюжетных игр красивые костюмы: моряк, продавец дорожный инспектор, парикмахер, полиция. врач, повар, стюардесса. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекли детей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать, научились выполнять несколько взаимосвязанных действий.

Рекламное сообщение  

А также мной проведены тематические беседы: «На кого я хочу быть похожим», «Профессии моих родителей», «Традиции в нашей семье», «Кто мои предки». Совместно с детьми изготовляем атрибуты к сюжетно–ролевым играм, например, «Дорога»: приклеили и смастерили домики из коробок.

Гендерный подход в нашей группе нашел отражение в раздевальной комнате. На кабинках для одежды висят фотографии детей Ребенок имеет возможность многократно подтверждать то, что она – девочка, а он – мальчик. Читаем детям книги, через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, а также учится анализировать. И в итоге у детей закладываются нравственные и культурные ценности.

В результате за год работы у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу. Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с воображением.

Хочется надеяться, что в положенное время из этих ребятишек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта. Думается, что нельзя одинаково воспитывать мальчиков и девочек, нельзя предлагать девочкам быть похожими на мальчиков, ни в чем не уступать им, соревноваться с ними. Только тесно общаясь, дети разного пола могут научиться уважительному отношению к чувствам и поступкам друг друга. В связи с этим моей задачей является осуществлять дифференцированный подход к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации различных видов деятельности и в повседневной жизни.

Таким образом, в результате работы по обучению девочек и мальчиков совместным играм я решаю главную задачу – формирую умение, а главное желание девочек и мальчиков общаться друг с другом. Итак, формирование гендерной устойчивости дошкольника зависит: от воспитательного процесса в дошкольном учреждении, компетентной подготовленности педагогического персонала и семьи, с моделью межличностных отношений, поведения взрослого, как пример для подражания, с их традициями и установками.

Методические рекомендации для педагогов

При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:

  • – на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
  • – на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
  • -на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка.

Список литературы:

  1. Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. /Под ред. И.С. Клециной. — СПб.: Питер, 2009. — 496 с.
  2. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. / Глебова С.В. — Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. — 111 с.
  3. Дресвягина А.В. Гендерный подход в современном образовании//Педагогика и психология: проблемы теории и практики-Вып.1. — Архангельск

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь