Формы, методы и средства гендерного воспитания младших дошкольников в ДОУ

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

0
1995

Синенко Оксана Юрьевна
Винюкова Ирина Викторовна
воспитатели
МБДОУ ДС № 42 «Малинка»
Старооскольского городского округа

Воспитание младших дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего т.е. способностей, навыков, характера. Личность ребенка начинает формироваться именно в этот интересный и сложный период. Гендерное воспитание младших дошкольников в детском саду предполагает целенаправленную и систематическую работу со стороны педагогов. Необходимо отметить, что дети достаточно часто не умеют договариваться между собой в игре, не умеют распределять роли в игре, демонстрируют модели поведения не свойственные их полу. Поэтому мы помогаем детям в овладении культурой взаимоотношений между полам, расширяем их представления о роли мужчины и женщины в обществе, знакомим с моделями поведения, формируем представления о различных плах.

 «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Для гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста в детском саду мы выделяем следующие условия:

  • – предметно – развивающая среда, для развития личности ребенка, как девочки, так и мальчика. Ведь именно предметно – развивающая среда не только обеспечивает развитие активности ребенка, но и позволяет осуществлять самостоятельную деятельность ребенка с учетом его гендерной принадлежности;
  • – индивидуальный подход при обучении и воспитании детей с учетом гендерных различий;
  • – привлечение родителей к совместной деятельности.

Для работы с детьми младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении выделяем следующие направления:

  • – работа с детьми. Данное направление включает в себя знакомство детей с моделями поведения с учетом своего пола; обучение детей определять и распределять роли относительно своего пола; формировать положительное отношение у детей к своему полу;
  • – работа с педагогами. В данном направлении учитываем расширение педагогических знаний по данному вопросу у самих педагогов; ознакомление с теоретическими знаниями о психосоциальных различия мальчиков и девочек и учет этих знаний при обучении и воспитании детей;
  • – работа с родителями. Необходимо продумать работу по формированию педагогической культуры у родителей по вопросам гендерного воспитания детей; знакомим с психосоциальными различиями детей разного пола; учим родителей взаимодействовать с детьми с учетом данных различий.

Игра у младших дошкольников составляет основное содержание жизни, выступает как ведущий вид деятельности. В процессе игры, как и в другие виды деятельности, вовлекаем всю личность ребенка т.е. его психические познавательные процессы, волю, чувства и эмоции, потребности и интересы. В игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания. Игра формирует высокую нравственность, а народная игра является неотъемлемой частью национального богатства, художественного и физического воспитания, способствует гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы быта, обычаи и труд мужчин и женщин.

Многое народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых такие как, охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства. Это такие игры «У медведя во бору», «Кузнецы», «Золотые ворота». По содержанию все народные игры доступны и девочкам и мальчикам и создают равные возможности для участия в них детей. Ведя работу по поиску путей и средств гендерного воспитания младших дошкольников, у нас появилась идея использования художественной литературы. Народный фольклор является транслятором социального опыта, норм и ценностей общества.

Рекламное сообщение     

Сказка – естественный способ общения с детьми. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. При помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать разные социальные возможности мальчика и девочки. Так русские народные сказки «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Как аукнется, так и откликнется», «Рукодельница и Ленивица» формируют у детей собирательный, обобщенный положительный образ девочки доброй, работящей, отзывчивой к чужому горю, внимательной и самоотверженной. Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса – Прекрасная», «Царевна – лягушка» развивают представления детей о качествах женственности, способствуют правильному пониманию девочками их будущих женских семейных ролей.

Сказки и былины представляют детям следующие жизненные полоролевые ситуации терпение, трудолюбие, заботливость девочки – вознаграждаются, силой, смелостью, служением родной земле мальчик, юноша, мужчина может заслужить любовь и уважение людей, уважение супругов друг к другу обеспечивает лад в семье, счастье в доме, любовь к детям, забота о них позволяет воспитать достойную смену, способную встать на защиту семьи и Родины. Сказки о животных позволяют детям психологически безопасно отражать свой внутренний мир. С помощью сказок формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Существует мнение будто сказки о животных такие, как, «Волк и семеро козлят», «Петушок и курочка» формируют у детей представление о заботливости, миролюбии, терпимости, смелости – воздействуют на детей на подсознательном уровне являясь своеобразным учебником гендерного воспитания для самых маленьких. Чтобы укрепить ниточку, которая называется связью поколений, чтобы воспитывать уважение к старшим, способствовать благоприятному протеканию процесса гендерного воспитания мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у младших дошкольников, мы используем богатейший опыт народа, накопленный веками.

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что формой гендерного воспитания является игровая, а методы для реализации данной формы познавательно – развивающий, диалогово-рефлексивный, театрально – игровой, сюжетно – образный, состязательный. Средствами же гендерного воспитания являются произведения устного народного творчества такие как, сказки, былины, художественная литература, иллюстрация.

Список  литературы:

  1. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2007.
  2. Гусева Ю.Е. Формирование гендерных представлений и полоролевого поведения у дошкольников в семье и детском саду // Гендерные проблемы в современном обществознании. Материалы первой межвузовской студенческой конференции. СПб.: СЗАГС, НИЯК, 2001.
  3. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. СПб: Алетейя, 2004.
  4. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. М.: “Линка-Пресс”, 2009.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь