Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русским культурным традициям Белогорья

0
1414

Колосова Лариса Викторовна
Ротова Елена Юрьевна
Труфанова Людмила Николаевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 71 «Почемучка»
Старооскольского городского округа

 

Материал публикуется в рамках очной Региональной научно-практической конференции “Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в системе художественно-эстетического развития”.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К РУССКИМ КУЛЬТУРНЫМ ТРАДИЦИЯМ БЕЛОГОРЬЯ

 

На современном этапе развития системы дошкольного образования приоритетным является художественно – эстетическое и социально – коммуникативное развитие детей предусмотренного Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС ДО), задача которого – закладывание основ духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией, с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и социальной адаптации.

Рекламное сообщение     

В настоящее время эта проблема особенно актуальна, так как изучение истории и культуры родного края важным являлось всегда, но сегодня стоит вопрос об изучении, сохранении и возрождении народных традиций и конкретный фактический материал по краеведению приобретает особую значимость.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности, которые надо прививать с детства – периода, когда закладываются представления детей о человеке, обществе, культуре.

В своей педагогической деятельности мы видим необходимым, донести до сознания своих воспитанников, что именно они являются носителями русской национальной культуры. А также мы видим необходимость воспитывать детей в национальных традициях.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

  • Формирование основ духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  • Содействование раскрытию личности в ребенке через включение его в культуру собственного народа.
  • Знакомство детей с национальным бытом Оскольского края, народным фольклором, русским народным праздничным костюмом Белгородской области, декоративно – прикладным искусством, традиционными и обрядовыми праздниками.
  • Выявдение совокупности педагогических условий, обеспечивающих развитие социально – личностного потенциала детей старшего дошкольного возраста.

Система воспитательной работы базировалась на принципе исторического изучения материала. Воспитанникам, было интересно узнать о жилище и быте народа нашего края, об общерусских строгих традициях использования внутреннего пространства избы (хаты), о промыслах и ремеслах нашего края, о многоцветном орнаменте геометрического характера в южно – русской вышивке, о прядении и ткачестве, об одном из древнейших промыслов – гончарном искусстве, о яркой, самобытной и своеобразной народной одежде.

Постижению специфики культуры Староосколья способствовало знакомство воспитателя и детей с материалами Старооскольского городского краеведческого музея, Русского музея Старооскольского педагогического колледжа (основатель Емельянова М.И.), Старооскольским Домом ремесел, с удивительной книгой Т.П. Беликовой и М.И. Емельяновой «Живые родники Староосколья».

Посещение Русского музея педагогического колледжа помогло ребятам воочию увидеть народные традиции и разнообразие костюмов.

В своей педагогической работе мы опирались на программу «Приобщение к истокам русской народной культуры» Князева О.Л., Маханева М.Д., «Живые родники Староосколья. Народная традиционная культура» Беликова Т.П., Емельянова М.И.

Мы формировали у дошкольников интерес к истории, народной культуре, фольклору, к городу, в котором они живут. По этой теме на занятиях, давали сведения о достопримечательностях города Старый Оскол, учили детей выражать свое отношение к родному городу.

Воспитательную работу проводили на основе музея детского сада «Родное Белогорье». Музей представляет собой воспроизведение деревенского быта. Здесь, благодаря помощи родителей наших воспитанников, собраны предметы деревенской утвари, одежды, народно – прикладного искусства. В процессе работы учили дошкольников проявлять интерес к истории, народной культуре, фольклору, к городу, в котором они живут. По этой теме на занятиях, экскурсиях давали сведения о достопримечательностях города Старый Оскол, учили детей выражать свое отношение к родному городу на примерах, выдающихся людей нашего города (К. Трофимов, В. Котенева, Н. Нечаева) и другие.

В изобразительной деятельности, в беседах, в чтении книг, рассматривании открыток, фотографий, формировали интерес к прошлым и сегодняшним событиям города.

Используя различные формы организации занятий, игр, обогащали музыкальный опыт детей. В процессе знакомства с произведениями народной, классической, современной, вокальной музыки, знакомили с русским народным творчеством: игры, хороводы, колядки, частушки, напевки, организовывали концерты, театральные представления.

Русская культурная традиция Белогорья, естественно вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих ценностей у нас в детском саду реализуется путем ознакомления детей с шедеврами архитектуры, духовной поэзии, музыки и пения.

Мы посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников то, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Анализируя полученные результаты можно увидеть, что действительно еженедельные занятия помогли детям привить любовь к истокам народной культуры нашего края, развить понимание названий праздников, усвоить высокогуманные нравственные принципы, а также привить высокие нравственные качества.

Таким образом, считаем, что вся запланированная работа, оказалась эффективной для формирования положительного образа Оскольского края и представлений о краеведческой деятельности, что является основой патриотического сознания у детей дошкольного возраста.

 

Скачать (PDF, 1.95MB)

 

Библиографический список:

  1. Аникин В.П. «Живая вода» Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1987.
  2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М.,1957.
  3. Аникин В.П. Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре. М.,1991.
  4. Айсмонтас Б. Психология и педагогика: М., 1996.
  5. Батурина Г., Лисова К., Суворова Г. Нравственное воспитание школьников на народных традициях.
  6. Беликова Т.П., Емельянова М.И. Живые родники Староосколья: Народная традиционная культура: Учебное пособие. – Старый Оскол: «ТНТ», 2003. -336 с.: 47с. ил.

 

УВИДЕТЬ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ МОЖНО ЗДЕСЬ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь