ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МУЗЕЙ!

0
30365

Китаева Ольга Борисовна
воспитатель
БДОУ Кичменгско-Городецкого
 муниципального района
«Детский сад общеразвивающего вида «Улыбка»

 

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МУЗЕЙ!
конспект по развитию речи

«Виртуальная экскурсия, как средство речевого развития детей на основе регионального компонента «Береги свой родной край»

Возраст детей: 6-7 лет

Цель:

Создание условий для развития речи детей, а также для коррекции и развития познавательной деятельности воспитанников на основе регионального компонента: изучение деятельности районного краеведческого музея

Рекламное сообщение     

Задачи:

  • Развивать интерес к изучению достопримечательностей родного села; любознательность;
  • Расширять и активизировать словарный запас; закреплять умение отвечать на вопросы;
  • Развивать художественно-творческие способности детей, фантазию, воображение
  • Воспитывать у детей любовь к родному городу, к своей малой родине.

Предварительная работа:

  • беседы о музеях, работниках музеев, их специальностях, экспонатах, картинах;
  • рассматривание фотографий о Кичменгском Городке,
  • чтение стихов, рассказов о родном селе поэтов-земляков,
  • рассматривание буклетов о родном селе и крае,
  • экскурсии в природу (в сосновый и березовый парк, на реку, на стадион, в сквер Победы, по улицам родного села, к стройке магазина)
  • экскурсии в музей

Словарная работа:

Экскурсовод, экспонат, экспозиция, старинная утварь, музейный зал, виртуальная экскурсия,

Оборудование:

Рама к игре «Живая рамка», картинки с животными и птицами вологодского края, коробка с карандашами, мольберты, доска.

Техническое оснащение:

Проектор, ноутбук, музыкальный центр, презентация.

Методы и приемы:

  • Словесный метод(беседа, искусствоведческий рассказ, художественное слово – разгадывание загадок, чтение стихов, рассказ-сопровождение показа слайдов),
  • информационно-рецептивный метод (рассматривание картин, иллюстраций),
  • репродуктивный метод (игра «Художник»)
  • эвристический метод: игра «Живая картина»

Образовательные области:

Приоритетная: речевое развитие

В интеграции: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Структура ОД:

1.вводная часть – организационный момент

  • беседа, что такое музей и кто работает в музее;
  • правила поведения в музее;
  • сюрпризный момент, проговаривание заветных слов, записка от директора музея.

Целевые ориентиры: обладание установкой положительного отношения к миру. Формирование навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

  1. Основная часть
  • беседа об истории краеведческого музея
  • рассматривание слайдов
  • загадки и стихи о животных
  • игра «Кто где живет?»
  • рассказ ребенка о зале «Боевой Славы»
  • рассказ ребенка о фотоконкурсе «Кошки»
  • рассказ ребенка:
  • «интересные встречи»
  • «мастер-класс от Снегурочки»
  • скоморохи
  • «встреча с Дедом Морозом»
  • «Капустные посиделки»

Целевые ориентиры: активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Проявление инициативы и самостоятельности. Проявление любознательности. Построение речевого высказывания. Формирование способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Следовать социальным нормам поведения и правилам.

  1. Заключительная часть.

Подведение итогов деятельности, поощрение детей.

Игра «Живая картина»

Подарок: Буклет «Кичменгский Городок» и большая коробка с карандашами.

Целевые ориентиры: Рефлексия. Формирование навыков оценки собственных результатов.

Ход НОД начинаю словами:

– Дети, сегодня мне хочется пригласить вас в необычное путешествие. Я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию в районный краеведческий музей. Кто знает, что такое музей?

Примерные ответы детей: музей – это дом, где собирают, хранят и показывают старинные вещи, где можно увидеть животных и птиц, где много фотографий и картин. В этом доме есть памятники старины и даже кости мамонта.

– Правильно. В музее трудится много людей. Давайте их перечислим.

Примерные ответы детей (с моей помощью)

Экскурсовод – тот, кто проводит экскурсии.

Научный сотрудник – собирает материал по выставке (в архиве, библиотеке, интернете, документах)

Смотритель – смотрит за порядком и поведением, проверяет билеты у посетителей.

Реставратор – человек, который ремонтирует предметы старины.

– Молодцы, дети! А теперь – вспомним правила поведения в музее.

Примерные ответы детей:

– Не кричать, не шуметь, не ссориться, не трогать экспонаты руками (только с разрешения экскурсовода). Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой. По залам музея передвигаться бесшумно и осторожно. Громко разговаривать недопустимо. В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за интересную экскурсию и его рассказ.

Продолжаю беседу с детьми:

– Правила мы повторили, теперь можно начать экскурсию. Чтобы нам оказаться в музее, нужно с закрытыми глазами повернуться вокруг себя и сказать «заветные» слова: «Раз, два, три! Мы в музее, посмотри!»

Слайд 4 (районный краеведческий музей)

Дети проделывают движения со словами, видят здание музея. Говорю детям:

– Странно. Что-то никого не видно. Никто нас не встречает. (Оглядываюсь по сторонам, замечаю записку) Смотрите-ка, ребята, записка для нас. Читаю:

«Здравствуйте, дорогие ребята. Приношу свои извинения, но все работники музея уехали за новыми экспонатами. С уважением, директор музея»

Что же нам теперь делать? В таком случае, я сама буду экскурсоводом и коротко, расскажу вам о нашем музее.

– Районный краеведческий музей был открыт в Кичменгском Городке 22 апреля 1983 года. Жители района приносили и передавали в дар старинные вещи, документы, фотографии, семейные реликвии (это очень дорогие для семьи вещи и предметы). До 1989 года музей работал на общественных началах, а затем становится филиалом Великоустюгского музея-заповедника. Начиная с 1991 года наш музей – самостоятельное учреждение культуры и когда под музей было отдано просторное двухэтажное здание, появилась возможность более широко показать музейные фонды.

Слайд 5 (экспозиция старинной утвари)

– Итак, я приглашаю вас войти в первый зал музея, где представлены предметы старины: медные самовары, рукомойники, посуда и одежда наших далеких предков. Этот зал показывает нам особенности крестьянско-мещанского быта и (слайд 6) – развитие ремесел. В экспозиции ярко представлено кузнечное ремесло, ткачество, деревообработка. Какая часть зала вам нравится больше всего?

Примерные ответы детей: где стоит русская печь (то есть та часть, которая оформлена под интерьер русской избы).

Слайд 7. (морская тематика)

– Ребята, я приглашаю вас пройти в другой зал. Что вы видите?

Примерные ответы детей: якорь, штурвал, фото моряков…

– Да этот зал и его экспозиция посвящен клубу моряков, который объединил земляков, служивших в военно-морском флоте. Здесь представлен фотодокументальный материал о службе моряков, об их подвигах, личные вещи и макеты судов.

Давайте представим, что мы плывем на большом корабле, закройте глаза, послушайте, как волны плещутся о борт нашего корабля (включаю аудиозапись плеска волн). Крики чаек над нами (запись крика чаек). Мы причаливаем к берегу, открывайте глаза! Чтобы нас не снесло в открытое море, что нужно сделать? (ответ: бросить якорь).

Продолжаю беседу с детьми:

– Ребята, я провела вас уже по трем залам. Может быть кто-то хочет побыть вместо меня экскурсоводом?

Соглашается Кристина и предлагает отгадать загадку, которую она нам приготовила.

Кристина: Кто в лесу глухом живет

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед

А зимой сосет он лапу? (медведь – отвечают дети)

Хотите увидеть настоящего медведя?

Слайд 8 (лесная поляна – медведь, лиса)

Лера: Повыше кошки рост

Живет в норе, в лесу

Пушистый рыжий хвост – Все знаем мы…(лису)

Ребята, давайте поиграем. Игру проводит Настя:

-Животные, значит живые. У всех животных сколько лап? (четыре) Что еще у них есть(ответы: хвост, морда, уши, тело покрыто шерстью). Животные, которые живут в лесу, как называются? (дикие). У всех зверей есть жилище.

А теперь игра: «Кто где живет?»

Медведь – …в берлоге

Лиса -…в норе

Белка – …в дупле

Заяц – …в ямке, под кустом

А волчий дом называется -…логово.

Молодцы, девочки, настоящие экскурсоводы

А Максим приготовил нам про зверей и их дома стихи.

Слайд 9 (лесная поляна со зверями)

– Сережа рассказывает стихи:

У лисы, в лесу глухом

Есть нора – надежный дом

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле у ели

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

 Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

Слайд 10 -11 (зал Боевой Славы)

– В следующий зал нас приглашает Артем.

Артем рассказывает о том, что в этом зале открыта фотовыставка боевой Славы.

– Экспозиция этого зала посвящена Великой Отечественной войне. Документы, фотографии, награды, личные вещи рассказывают о нелегкой военной жизни,

о боевых подвигах народа, жителей села, героях – земляках.

Слайд 12 (художник) – Петряшова Н. М.

А сейчас я представлю следующий зал. В этом зале посетителей встречает картинная галерея, где организуются выставки местных художников. Здесь можно познакомиться с творчеством профессиональных мастеров, таких как Петряшова Нина Михайловна, любителей и совсем еще юных художников

(слайд 13) (рисунки детей)

-А сейчас я предлагаю поиграть в игру «художник» С помощью мимики и жестов вы должны изобразить героев картин.

Наш художник носит бант (дети изображают, как завязывают бант)

У него большой талант (идут по кругу, взявшись за руки)

На картине, как живая, бабушка за чашкой чая (показ бабушки с чаем)

Ребятишки все смешные (смеются)

Спят ребята озорные (спят)

– молодцы, вы очень выразительно показали героев картин. А я приглашаю вас дальше. Смотрите-ка, дети, рамка пустая. А тут написано «Живая картина». Быстренько посоветуйтесь и придумайте свою картину. Дети делятся, берут необходимые атрибуты для составления картины, дают название своей картине.

Например: Одиночный портрет «Мальчик с мишкой»

  1. Парный детский портрет «Друзья»
  2. Натюрморт «Ваза с цветами»

-Замечательные картины у вас получились.

-Ребята, кто еще хочет побыть в роли экскурсовода, мы оказались в следующем зале нашего музея?

Слайд 14 (фотовыставка кошек)

Рассказывает Сережа:

«-Вы видите фотовыставку под названием «Кошки». Это не просто выставка, а конкурс, в котором мы с Лерой заняли первые места и нам за фотографии наших кошек дали грамоты»

Слайд15 (победители фотоконкурса)

Слайд 16 (интересные встречи)

Рассказывает Артем С.:

«Мы часто приходим в музей, когда нас приглашают сотрудники музея, на интересные встречи:

-со скоморохами

-на мастер-класс к Снегурочке (слайд 17)

– на встречу к Деду Морозу (слайд18)

– на «Капустные посиделки» (слайд 19)

Мы играем в словесные игры (слайд 20)

Отгадываем загадки про овощи (слайд21)

Нам очень-очень нравится ходить в музей, где всегда интересно и весело!

Мы всегда фотографируемся на память и ждем новых встреч!»

– Вот и подошла к концу наша виртуальная экскурсия. Вы все молодцы, очень хорошо справились с ролью экскурсовода. Нам нужно вернуться в детский сад. Скажем заветные слова:

Раз, два, три, четыре, пять

Вот мы в садике опять!

–  Вам понравился наш музей и экскурсия? Что больше всего вам запомнилось и понравилось? В каком зале было интереснее всего? Кто водил нас по музею? (экскурсовод). Ребята, после того как мы познакомились с животным миром нашего края, мы перешли в другой зал. В какой? (зал боевой Славы). Что вам запомнилось? Вы хотели бы стать такими же героями, как наши земляки? Для этого нужно быть порядочными, честными людьми, любить свой родной край, беречь свою малую Родину – наш самый красивый и любимый Кичменгский Городок!

Мне очень хочется сделать вам подарок – вот этот буклет в виде альбома про наше село и большую коробку с карандашами, чтобы вы нарисовали, что вы видели в музее на нашей виртуальной экскурсии.

Дети берут карандаши, буклет, благодарят, уходят рисовать и рассматривать фото в буклете.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь