Конспект организованной образовательной деятельности
Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка».
Средняя группа.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области»
Подготовила:воспитатель Кудрявцева О.В.
Программное содержание.
Познакомить детей с мнемотаблицами. Учить детей разделять свой монолог на несколько частей: составлять план рассказа. Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога. Учить подбирать прилагательные к существительным и согласовывать их в роде, числе и падеже. Учить понимать сложные слова. Закреплять умение составлять простые предложения. Воспитывать уважение друг к другу, пользоваться индивидуальными ответами.
Ход организованной образовательной деятельности.
Мотивационно-ориентировочный этап.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что Неваляшка стоит спиной к детям.
— Наверное, что-то случилось, и наша Неваляшка обиделась. Давайте попросим ее повернуться.
Дети просят хором и по одному (2–3 ребенка): «Неваляшка, повернись!».
Неваляшка не поворачивается.
Поисковый этап.
Воспитатель предлагает вспомнить, какие у Неваляшки глаза и говорит детям позвать неваляшку иначе: «Неваляшка с большими синими глазами и длинными ресницами, повернись к нам!»
(Хоровые и индивидуальные просьбы.)
Неваляшка поворачивается, дети рассматривают ее огромные синие глаза и длинные черные ресницы, обмениваются впечатлениями.
— Я знаю, почему Неваляшка от нас отвернулась. Вспомните, что мы делали вчера вечером.
Ответы детей.
— Правильно, хвалили друг друга, а про Неваляшку ничего не сказали. Что надо сделать, чтобы она больше не обижалась?
Ответы детей.
— Давайте составим рассказ о Неваляшке.
Практический этап.
— А поможет нам вот такая таблица.
Педагог знакомит детей с мнемотаблицей. Обращает внимание на каждую часть схемы, подчеркивает, что в ней необходимо описать.
Предлагает вместе с детьми составить описательный рассказ Неваляшки.
— Наша неваляшка очень красивая. У нее большие синие глаза. Повторите, какие у нее глаза.
Дети повторяют хором и по одному (2–3 ребенка).
Подобным образом воспитатель учит детей описывать ресницы, щуки и губы Неваляшки (длинные, черные ресницы, румяные щеки, алые губы).
— Наша Неваляшка не только красивая. Она нарядная, не правда ли? Расскажите, какая у нее одежда.
Дети составляют описательный рассказ об одежде куклы. Воспитатель обращает внимание детей на все детали одежды (на ней яркое красное пальтишко с белыми пуговицами и красная шапочка с белым отворотом).
– Наша неваляшка – веселая игрушка. Расскажите, как с ней можно играть.
При затруднении помогает дошкольниками составить предложение.
— Чуть тронешь ее, и она начинает звенеть и качаться. Покажите как.
Физкультминутка.
Танец «Мы – Неваляшки».
Дети качаются и звенят, как неваляшки.
Воспитатель дает образец описания куклы. Затем просит детей рассказать про неваляшку, обращая внимание детей на таблицу.
Педагог вызывает 2–3 ребят. Если ребенку нужна помощь, подсказывает исходную фразу, например:
«Наша неваляшка – нарядная кукла. Продолжай…»
Дидактическая игра «Какого цвета глаза».
— Скажите у Неваляшки глаза, какого цвета.
— Синие-синие.
Про того, у кого синие глаза, часто говорят синеглазый. А вот Андрюша у нас черноглазый, Аленушка – сероглазая. Сейчас мы поиграем «Какого цвета глаза».
Педагог называет цвет глаз. Дети выясняют у кого такие глаза. Повторяют предложенные прилагательные.
Дети выясняют, у кого какие глаза. Это позволит избежать характерных ошибок: «Глаза немножко белые и немножко черные».
Рефлексивно-оценочный этап.
— Мы сегодня учились рассказывать про неваляшку. Она решила больше не отворачивать от нас. Вдруг кто-то зайдет к нам в группу, не забудьте познакомить с ним Неваляшку. Расскажите о том, какая она красивая, нарядная и веселая. Помните, что вам поможет вот эта таблица. Посмотрите вокруг себя и вспомните, что мы делали сегодня на занятии.
Ответы детей.
Литература.
1.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 67с.
2.Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. – 2008. – №4. – с.102.