Программное содержание:
1. Развивать: умение давать характеристики звукам [а], [у].
2. Учить: выделять гласные звуки [а], [у] из состава слогов, слов, предложений; обозначать их буквой; автоматизировать гласные звуки [а], [у] в слогах, словах, предложениях; читать слова и схемы предложений; печатать буквы а, у.
3. Воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: картинки: аист, автобус, арбуз, утка, утята, улитка; девочка заблудилась в лесу, плачет малыш; схемы предложений; образцы для печатания букв; слова; кукла, аист; магнитная доска, набор букв.
Мотивационно-ориентировочный этап
Наши ушки на макушке.
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Азбуку скорей возьмем
И читать сейчас начнем.
Поисковый этап
— Мы открываем азбуку, смотрите, из нее выскочили картинки и прямо на магнитную доску. Назовите картинки. Какой первый звук в этих словах? Найдите букву к первому звуку и положите возле себя. Расскажите про звук [а].
Дети выполняют задания.
Картинки: аист, автобус, арбуз.
Практический этап
— Я переворачиваю страницу, смотрите, снова картинки выскочили.
Аналогичная работа на звук [у].
Картинки: утка, утята, улитка.
— Звуки могут находиться не только в начале слова. Определите, где стоит звук [а] в этих словах.
Дети выполняют задания.
— Смотрите, аист перелетел на ковер. Давайте к нему подойдем.
Физкультминутка.
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Взмахи руками.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
Повороты в стороны.
Детский плач. Аист показывает малыша.
— Ребята, надо успокоить малыша. Маша покачай малыша.
Девочка укачивает куклу, напевает: а-а-а.
Укладывает в кровать, аист садится возле кровати.
— Какой звук Маша, ты, произносила?
Девочка дает характеристику звуку [а].
— Посмотрите из азбуки, снова, выскочили картинки. Прочитайте слова и правильно расположите под картинками. Составь слова Ау! Уа! Возле себя.
Дети выполняют задания.
Вот два столбика наискосок,
А между ними – поясок.
— В слове Ау есть звук [а]? сделайте звукобуквенный анализ слов Ау! Уа!
Дети выполняют задания.
— Из азбуки выскочили картинки. Это не просто картинки. Это схемы наших звуков.
На доске большой и маленький красный круг.
Дети рассказывают артикуляцию звуков [а], [у].
Проверяют с помощью картинки артикуляций.
— Из нашей азбуки выскочили целые странички. Они упали к вам на столы. Что надо сделать?
Дети печатают слова Ау, уа.
Определяют количество слогов в этих словах.
— Вспомните картинки, которые первыми выскочили. Определите в них количество слогов.
Дети выполняют задания.
Слова: аист, автобус, арбуз, утка, утята, улитка.
— Можно читать не только слова, но и предложения.
Дети выполняют задания.
Рефлексивно-оценочный этап.
— Сегодня вы справились просто великолепно. Вспомните все страницы и скажите, какое задание вам понравилось больше всего.
Последующая работа
— В следующий раз мы выучим новые буквы из нашей азбуки.