Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

0
990

Серых Елена Михайловна
Разгоняева Анжелика Александровна
Афанасьева Алёна Владимировна
воспитатели
МБДОУ ДС № 15 «Дюймовочка»
Белгородская область, город Старый Оскол

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Профессиональное саморазвитие педагога»

 секция 11 – Развивающее воздействие игрушек.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

материалы в печатный сборник 

Сенсорное воспитание является ценным составляющим развития формирования у детей представлений о сенсорных эталонах, они активизи­рует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу позна­ния мира, обладают уникальным развивающим эффектом: мыслительной деятельностью и качеством ума.

Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности- отличительная особенность дидактических игр.

Также в процессе игры формируется доброжелательное отношение друг к другу и окружающим, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских и иностранных психологов и педагогов. Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Л.Е. Венгером и др. Авторами ранней системы дидактических игр являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и другие.

Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста показывает, что в настоящее время восприятие рассматривается как особая деятельность, имеющая в структуре мотивационно-личностный и операционально-технический компонент. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

С младшего дошкольного возраста дети учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета. В современной системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями определенное место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. В отличие от учебной сущности образовательной деятельности в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. Учебное, познавательное, начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер. Но дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровыми действиями.

Традиционно все дидактические игры можно разделить на три   основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Проведение дидактических игр включает:

– ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления о них);

– объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;

– показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие. Доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату.

– определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, ведущего, болельщика… Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

– подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание, дисциплинированность.

В конце игры мы всегда спрашиваем у детей, понравилась ли игра, и обещала, что в следующий раз будут играть в новую игру, она тоже будет интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого момента.

Таким образом, сенсорное восприятие должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью, ведущей формой сенсорного воспитания и обучения являются занятия, основанные на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера. В зависимости от задач сенсорного и умственного воспитания, возраста и опыта детей воспитатель может использовать разные задания, руководить развитием ощущений, восприятий и представлений в наиболее подходящей для данного момента форме –  учебном занятии, детской игре, или сенсорном упражнении.

 

 

Список литературы

  1. Белкина В.Л. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005.
  2. Венгер Л.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», 2008г.;
  3. Венгер Л. А., Пиюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» – М.: «Просвещение», 1988г.;
  4. Васильева М.А.- «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях»: Москва, Просвещение, 1986г.
  5. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателей дет.садов., – 2 – е изд., дораб./ А.К.Бондаренко, – М., Просвещение, 1991.
  6. Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия // Дошкольное воспитание, – 2002. – №12. – с. 20 – 21.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь