МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

0
1410

Киреева Наталья Юрьевна

Фольмер Галина Николаевна

воспитатели МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №7 г. Шебекино Белгородская область»

Материал принят к публикации в печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2020 г.

МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

конспект занятия

Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации посредством представлений о морских обитателях и формирования заботливого отношения к живому (рыбкам), стремления помогать им.

материалы в печатный сборник 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

Обучающие:

  1. Создавать условия для расширения представлений детей об объектах окружающего мира.
  2. Продолжать знакомить детей с признаками предметов, побуждать определять их цвет, форму, величину, вес.
  3. Расширять представления детей о природе.
  4. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.
  5. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Развивающие:

  1. Продолжать развивать интерес детей к лепке.
  2. Закреплять знакомые приемы лепки: сглаживание, надавливание.
  3. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств.

Воспитывающие:

  1. Формировать умение анализировать и делать выводы на основе практического опыта.
  2. Формировать готовность детей к совместной деятельности, умение и желание доводить дело до конца.
  3. Продолжать развивать познавательную активность, интерес к экспериментированию.

Коррекционные:

  1. Развивать глазомер, мелкую моторику, цветовое восприятие, мышление.
  2. Развивать согласованность работы глаз и рук.
  3. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Активизация словаря: морские жители, морские жилища, скат, акула, рыба-еж, морской конек, рыба- зебра, рыба – меч, рыба- пила, рыба – молот.

Материал и оборудование: карточки с изображением фигур морских обитателей; песочница – деревянный ящик, стаканчики, лейки, вата, перышки, камни, контейнер с водой, воздушный шар, силуэты рыб, пластилин, доски, бумажные салфетки, доска с замками, домик с замочками, лабиринт «Волна», дидактическая игра «На что похоже?», медали, смайлики, электронная гимнастика для глаз, мультимедиа сопровождение.

Методы и приемы: наглядный, словесный (разъяснение, указания, сравнения, пояснение), практический, экспериментирование, поощрение.

Предварительная работа: рассматривание энциклопедий о морских обитателях, просмотр мультфильмов из серии «Синий трактор» «Едет трактор по морям», «Ариэль», знакомство с подвижными играми на морскую тематику, проведение опытов с водой, обучение приемам лепки: сглаживание надавливание.

Ход занятия.

  1. Мотивационно – ориентировочный этап.

Дети входят в группу и выстраиваются возле экрана. На экране красивое солнышко.

Ребята посмотрите какое у нас солнышко в гостях. Что мы можем о нем сказать? (ответы детей: солнышко доброе, солнышко ласковое, солнышко лучистое.)

Солнышко дарит всем тепло. Давайте и мы подарим друг другу частичку добра и тепла и улыбнемся.

Психогимнастика «Лучик»

К солнышку потянулись (на носочки стали, руки к солнышку протянули.)

Лучик взяли, (соединили ладошки)

К сердцу прижали (ладошки прижали к сердцу)

И друг другу отдали (улыбаются).

В. Ну вот, теперь у всех хорошее настроение.

Шум шторма. (на экране шторм.)

На экране появляется рыбка (голос за кадром)

-Ребята на море случилась беда. налетели тучи, море взволновалось, вода стала очень мутной, жилища морских обитателей разрушены, даже рыбки побледнели от страха помогите!

Что нам делать? Как помочь обитателям моря?

Ответы детей. (Надо море успокоить. Надо отправиться на помощь. Надо найти подходящий материал для жилищ морских обитателей. Надо очистить воду. Надо рыбок раскрасить.)

Вы все правильно сказали. Значит мы отправляемся в путешествие. Но для начала предлагаю познакомиться с опасными морскими рыбами и животными.

  1. Практический этап.

Дети в соответствии с цветом моей карточки нужно открыть дверцу, обозначенную таким же цветом.

Теперь познакомимся с опасными морскими животными и рыбами.

Работа с доской с замками.

Дети по соответствующему цвету находят нужную картинку. Открывают замочек дверцы на доске. Воспитатель знакомит детей знакомит с опасными морскими животными.

Что за плащ хвостатый, темный

Рассекает в море волны?

Осторожно! В нем разряд.

Электрический он скат (Определяющий цвет-красный)

У нее такая пасть!

Каждый может в ней пропасть.

Зубы острые сомкнула

Рыба хищная акула (Определяющий цвет-синий)

Что за шар плывет с шипами,

Тихо машет плавниками?

Только в руки не возьмешь.

Он опасен

У него ядовитые иголки

Это значит рыба-еж (Определяющий цвет-желтый)

Вот так Чудо! Вот так Диво!

Зонтик жжётся как крапива.

Зонтик плавает в воде.

Если тронешь – быть беде!

Это- медуза (Определяющий цвет-зеленый)

Давайте повторим (демонстрирует картинки еще раз)

Дети повторяют с воспитателем. (это скат, это акула, это рыба –еж, это медуза)

Если встретим их в пути, нужно дальше отойти и не трогать их руками.

Теперь море успокоим.

Работа с лабиринтом «Волна»

Море успокоилось.

Мы отправимся на помощь на волшебном воздушном шаре.

А что возьмем собою в путь? Что нужно для путешествия?

Опытные путешественники оставили для вас кое-что вот в этих кармашках.

Достаньте и назовите эти предметы.

Дети достают предметы и называют их (Это компас. Он нужен, чтобы знать куда лететь. Это бинокль. Он нужен, чтобы видеть далеко ли море. Это фонарик. Он для того, чтобы освещать путь)

Здорово справились. Сложим все в рюкзачок.

А еще чтобы лететь высоко и видеть далеко сделаем зрительную гимнастику.

Зрительная гимнастика «Рыбки в море»

Все готовы? Тогда в путь.

Идут с воспитателем к «воздушному шару», занимают места.

Занимайте места, усаживайтесь поудобнее. Полетели.

Посмотрим в правильном направлении мы летим (воспитатель смотрит на компас, потом в бинокль, светит фонариком) Дети, посмотрите, слева виднеется синее море. Приготовились к посадке. Отлично. Выходим на берег.

Долго летели. Давайте сделаем зарядку.

Каждый день по утрам делаем зарядку,

Очень нравиться нам делать по порядку,

Руки поднимать, руки опускать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.

На столе домик с дверцами разных цветов.

Посмотрите (Показывает картинки: меч, молот, пила, зебра, конь, звезда)

Как называется этот предмет? (показывает изображение меча)

– Этот предмет называется меч.

– Как называется этот предмет? (показывает изображение молота)

– Этот предмет называется молот.

– Как называется этот предмет? (показывает изображение пилы)

– Этот предмет называется пила.

– Как называется это животное? (показывает изображение зебры)

– Это животное называется зебра.

– Как называется это животное? (показывает изображение коня)

– Это животное называется конь.

– Как называется этот предмет? (показывает изображение звезды)

– Этот предмет называется звезда.

– Оказывается, есть рыбы с такими названиями, потому что они очень похожи на эти предметы и животных.  Давайте откроем дверцы домика и достанем картинки.

Эта рыба называется рыба-меч. Как вы думаете, почему она так называется?

– Я думаю, эта рыба называется рыба-меч, потому что она похожа на меч.

– Эта рыба называется рыба-молот. Как вы думаете, почему она так называется?

– Я думаю, эта рыба называется рыба-молот, потому что она похожа на молот.

– Эта рыба называется рыба-пила. Как вы думаете, почему она так называется?

– Эта рыба называется рыба-пила, потому что она похожа на пилу.

– Эта рыба называется рыба-зебра. Как вы думаете, почему она так называется?

– Эта рыба называется морской конек, потому что она похожа на коня.

– Эта рыба называется рыба-зебра. Как вы думаете, почему она так называется?

– Эта рыба называется рыба-зебра, потому что она похожа на зебру.

– Эта рыба называется морская звезда. Как вы думаете, почему она так называется?

– Эта рыба называется морская звезда, потому что она похожа на звезду.

Дети находят рыб по характерным признакам, помещают их на доске в паре.

А теперь я приглашаю вас в морскую научную лабораторию. Вы помните, что вода после шторма стала мутной? Попробуем очистить воду с помощью фильтра.

Опыт «Очистка воды»

Дети ставят воронку на пустой стакан, берут ватные диски, кладут в воронку и медленно переливают грязную воду через фильтр.

– Какая стала вода?

– Вода стала чистая.

– Вода стала прозрачная.

– А каким стал фильтр?

– Фильтр испачкался.

– Куда делись частички песка и глины, которые замутнили воду?

– Частицы песка и глины остались на фильтре.

– Какой вывод можно сделать?

– Фильтр из ватных дисков хорошо очищает воду.

– Ватные диски задерживают грязь.

– Воду вы очистили, и она стала прозрачной.

– Замечательно. Вы справились.

– А сейчас, мы с вами найдем подходящий материал для строительства жилищ морских обитателей.

Опыт «Лёгкое пёрышко и тяжелый камень»

Возьмите перышко на ладошку, подуйте на него и проследите глазками, как оно будет опускаться в воду.

– Утонуло оно?

– Перышко не утонуло.

– Почему?

– Потому что перышко легкое.

– А теперь найдите камешки в песочке. Возьмите камешки и подуйте на них, улетели они с ладошки?

– Камешки остались на ладошке.

– Почему?

– Камешки не летают.

– Камешки тяжелые.

– Опустите камешки в воду, что произошло?

– Камешки утонули в воде.

– Почему?

– Потому что камешки тяжелые.

– Что мы выберем для строительства жилищ морских обитателей перышки или камушки?

– Для строительства жилищ морских обитателей нужны камушки.

– Молодцы. Теперь надо рыбок раскрасить.

Дети садятся за столы.

       Рыбок сегодня мы будем раскрашивать необычным материалом -пластилином. Я вам напомню технику выполнения. Отщипываем небольшой кусочек пластилина нужного цвета, кладем его на хвостик, прижимаем и размазываем по картону тонким слоем. Аккуратно делаем, не выходя за контур.

Частичный показ.

Перед началом работы нужно подготовить наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Рыбки плавали, (волнообразные движения руками)

Плескались в чистой тепленькой воде (движения ладонями вверх-вниз)

То сожмутся разожмутся (сжать –разжать пальцы рук)

То зароются в песке (круговые движения сжатыми пальцами рук)

Теперь вы можете приступить к работе. Будьте аккуратны.

(дети работают под музыку. (воспитатель обращает внимание на осанку.)

Какие разные рыбки у вас получились. Яркие, с красивым хвостиком. (воспитатель собирает на магнитную доску рыбок.)

  1. Рефлексивно-оценочный этап.

А теперь пора возвращаться в детский сад на нашем воздушном шаре.

(Дети с воспитателем рассаживаются по местам)

– Вижу берег, вижу детский сад. Дети выходите на берег. Вот мы вернулись.

– Куда мы сегодня совершили путешествие? (ответы детей…)

– Выберите смайлики по своему настроению.

– Какое настроение после такого путешествия? (ответы детей…)

– Что понравилось больше всего? (ответы детей…)

– Что было делать легко? (ответы детей…)

– Что было делать сложно? (ответы детей…)

– Что было самым интересным? (ответы детей…)

– Куда бы еще хотели отправиться в путешествие? (ответы детей…)

       Спасибо вам, ребята! Вы столько сделали добрых дел. Благодаря вашей помощи, рыбки будут плавать в чистой, прозрачной воде, у них появятся новые жилища, а сами рыбки теперь стали яркими и красивыми.

За это я вручаю вам медали как лучшим морским путешественникам.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь