Материал размещен во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование –
современные методики и технологии обучения и воспитания», июль — 2021
Щербинина Ольга Владимировна
воспитатель
МАДОУ «Радость» д/с № 184 Дельфин
г. Нижний Тагил, Свердловской области
ИГРОВОЙ ЖИЛЕТ ДОШКОЛЬНИКА
Воспитателю детского сада в своей работе с дошкольниками удобно применять не просто образовательные материалы, наглядные пособия, а зачастую – многофункциональное оборудование, благодаря которому решаются сразу несколько педагогических задач.
В современном непростом, и я даже бы сказала сложном мире, безопасность детей в наших с вами руках, взрослые! Но как обезопасить самому себя ребёнку, когда он становится более самостоятельным?
Я долго думала, как наглядно объяснить ребёнку правила поведения при пожаре, в быту, а также правила дорожного движения, и решила создать соответствующее оборудование в виде жилета.
Это оборудование рекомендуется к применению с дошкольниками 4-7 лет, у которых уже развито наглядно-образное мышление («вижу картинки и оперирую образами предметов на основе изображений»). Такое интерактивное оборудование актуально именно для детей этого возраста и по той причине, что может быть расценено как средство познавательно-игровой активности, «мостик» между игрой (ведущим видом деятельности дошкольников) и учением (ведущим видом деятельности младших школьников).
Основа изделия сшита из немнущейся мягкой ткани нейтральной расцветки, его края обработаны косой бейкой; детали созданы из разноцветного фетра и крепятся к основе при помощи липучек.
В чём же его уникальность и чем он интересен?
Лицевая сторона изделия посвящена теме «Безопасность на улице и дома» (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие).
Детали:
а) «Безопасность на дороге» (дом, дорога, светофор, пешеходный переход, дорожные знаки, пешеход, машина ДПС и инспектор ГИБДД, автобус)
б) «Безопасность при пожаре» (огонь, дом, спички, пожарный, шланг, пожарная машина, лестница)
в) «Безопасность в быту» (дети, утюг, газовая плита, обогреватель).
Варианты работы с детьми:
-один ребенок надевает жилет на себя, другой подходит к нему и начинает прикреплять на жилет элементы из фетра;
-возможно и то, что жилет будет использоваться в игре одним ребёнком, а не в паре;
-в любом случае, дети проговаривают все те действия, которые они совершают на самом жилете.
– игра происходит в направлении темы безопасности на дороге, при пожаре или в быту, как в отдельном виде, так и в смешанном.
«Жилет безопасности» применяется педагогом для:
-привлечения детского внимания;
-актуализации имеющихся у дошкольников знаний по определённым темам;
-формирования первичных представлений о безопасном поведении в социуме посредством игровой деятельности;
-закрепления полученных знаний в свободной и творческой форме;
-развития речи у детей;
-развития сенсорики и моторики;
-воспитания дружелюбного отношения к другим, умения взаимодействовать без конфликтов.
Оригинален такой «Жилет безопасности дошкольника» и тем, что детали на липучках можно использовать, как элементы пальчикового театра, что дети успешно и делают в организованной и свободной деятельности в детском саду. Кроме этого, дополнительно на жилете-основе и фетровых деталях имеются пуговицы в виде различных тематических фигурок (транспорт, дети), плотно пришитые при помощи ниток. Действуя с ними, дошкольники в значительной степени развивают мелкую моторику, что, естественно, повышает их общий уровень развития.