Ансимова Татьяна Владимировна
Потанина Наталья Анатольевна
учителя-логопеды
МБДОУ ДС № 64 «Искорка» г. Старый Оскол
МАТЕРИАЛ участвует в конкурсе –
“Всероссийский профессиональный смотр-конкурс учебно-практических и методических материалов, дидактических и методических средств обучения «МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
НАЗВАНИЕ – «Играем с Нюшей!» – дидактическое пособие для детей с тяжелыми нарушениями речи по автоматизация звука [Ш] в прямых и обратных слогах, словах, фразах
НОМИНАЦИЯ – «Логопедический марафон»
РАЗДЕЛ – Электронная игра (электронный образовательный ресурс)
Аннотация к методической разработке
В нашем детском саду функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, где созданы условия для коррекционно-образовательной деятельности. Группы посещают дети 5 – 7 лет с речевыми нарушениями различной формы, структуры дефекта и степени выраженности, которые, в свою очередь, препятствуют формированию полноценных навыков чтения и письма, блокируют успешность освоения школьной программы. Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.
Наблюдая за детьми в процессе коррекционной работы над автоматизацией поставленных звуков, учителя-логопеды обратили внимание на то, что использование в коррекционной работе компьютерных технологий предотвращает быстрое утомление детей с различной речевой патологией, поддерживает у них речевую активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Цель дидактического пособия «Играем с Нюшей»: автоматизация звука [Ш] в прямых и обратных слогах, словах, фразах.
Задачи:
- -закрепить артикуляцию звука Ш;
- – продолжать обучать правильно произносить звук Ш в словах, фразах;
- -закрепить правильное употребление единственного и множественного числа именительного падежа существительных;
- -закрепить правильное употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
- -закрепить практическое употребление предлогов НА, В, ПОД;
- -продолжать развивать внимание и память;
- -воспитывать воспитывать навыки речевого общения.
Применение дидактического пособия «Играем с Нюшей!» в процессе автоматизации поставленного звука [Ш] имеет следующие достоинства:
- осуществление полисенсорного восприятия материала;
- объединение аудио- и анимационных эффектов в единую презентацию, что позволяет лучше усвоить дидактический материал;
- формирование лексико-грамматического строя речи, слоговой структуры слов на этапе автоматизации поставленного звука;
- учет индивидуальных речевых возможностей каждого ребенка.
Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий позволяют поддержать интерес детей – логопатов на протяжении определенного отрезка времени. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Задания даются в доступной для ребенка форме, с соблюдением принципа «от простого к сложному». Большинство заданий включает возможность при необходимости проверку правильности его выполнения.
Конечно, используя пособия на занятиях, не следует забывать про нормы СанПИНа, дозируя материал в нужном количестве и используя упражнения на расслабление глазных мышц, на снятие мышечного напряжения.
Проведя диагностику по методике В.М. Акименко состояния звукопроизношения детей и проанализировав эффективность работы в период применения компьютерного дидактического пособия «Играем с Нюшей!», можно сделать вывод, что автоматизация звука Ш проходит более успешно и позволяет качественно решать актуальные проблемы коррекции как звукопроизношения, так и речи дошкольников в целом.
Эта методическая разработка может быть реализована в условиях групп компенсирующей направленности ДОУ, логопунктов ДОУ, школ, поликлиник. Пособие адресуются учителям – логопедам, воспитателям групп компенсирующей направленности и родителям детей с тяжелыми нарушениями речи.