ВОЛШЕБНАЯ КИСТЬ» В ОЗНАКОМЛЕНИИ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

0
675

Елфимова Оксана Александровна
воспитатель
МБДОУ №10» Светлячок»
Дагаева Наталья Валерьевна
Морева Екатерина Александровна
воспитатели
МАДОУ №69«Ладушки»
Старооскольского городского округа

 

“ВОЛШЕБНАЯ КИСТЬ” В ОЗНАКОМЛЕНИИ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность: Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности.

В соответствии с ФГОС  художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

А. С. Макаренко писал: «Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей!»

Мы не должны забывать, что ребенок должен получить не только определенную сумму знаний, но и также стать полноценным членом общества с пониманием духовных и нравственных ценностей, с развитым чувством любви к Родине и уважения к людям. Цель патриотического воспитания детей – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.

Рекламное сообщение     

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – понятие широкое. В его основе лежит формирование нравственных чувств. Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является искусство. Эмоциональная насыщенность произведений искусства оказывает сильное воздействие на развитие нравственных представлений и духовного мира воспитанников и формируется у детей образное мышление. Необходимо расширять знания ребенка, опыт, уважение к прошлому не только на обычном занятии по нравственно – патриотическому воспитанию, но и через изобразительно-художественную деятельность. «Художник – ухо, око, и сердце страны, он голос своей эпохи».

Таким образом, необходимо запланировать необычное занятие по изобразительно-художественной деятельности, в этом помогут комплексные, интегрированные занятия, совместная образовательная деятельность в центре изобразительного искусства.

Особое внимание должно уделяться национальной культуре, так как она формирует менталитет, именно через нее человек воспринимает значимые национальные ценности. Устное народное творчество, народное декоративно – прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения. Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается представление о мире, о красоте человека.

Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и образовательную, и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор.

Важное место в проведении занятий занимают темы, освещающие быт, историю и культуру русского народа; уроки декоративно – прикладного творчества; рисования пейзажей родного края, портретов родителей, друзей; беседы с дошкольниками о крае, его природе и традициях.

В настоящее время необходимо иметь каждому педагогу папки с иллюстрационным материалом для изучения народного промысла, который способствует и является одним важным элементом знакомства историей народного промысла виды росписи: хохломская, городецкая, урало-сибирская, мезенская. Глиняная игрушка: дымковская, филимоновская, тверская, абашевская, кожлянская. Русский национальный костюм, русская деревянная архитектура, пейзажи России: времена года. Имея наглядное представление, дошкольник вникает в культуру русского народа, таким образом, прочувствовав его истоки.

Данную работу нужно начинать уже с раннего возраста. Большую радость у детей раннего возраста вызывает рассматривание народных игрушек и игры с ними. Особенно привлекают младших дошкольников сюжетные игрушки по мотивам сказок, которые воспитатель может использовать в качестве иллюстрации во время рассказывания.

На занятиях по изобразительной деятельности в младших группах детей начинают знакомить с игрушками и с предметами народно-декоративного искусства, а затем они передают свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке. Детям очень нравятся такие виды деятельности, потому что они им доступны и понятны, дают возможность каждому ребенку проявить себя.

В старшей группе следует планировать занятия, специально посвященные народному творчеству. Это могут быть беседы о вышивке и кружевах, рассматривание и описание изделий с хохломской росписью, дымковских глиняных игрушек и т.д. Так же в старшем дошкольном возрасте ребят начинают знакомить с народным творчеством мастеров не только родного края, но и других народов, которые населяют наш край.

Таким образом, заинтересовывают детей дошкольного возраста, изучая народные промыслы, рисуют на темы: Закладка для книги городецкий цветок, чашечка для куклы с хохломскими ягодками, матрешка с хохломской росписью, и по мотивам дымковской игрушки лошадки, индюки и петушки.

Одним из особых познаний является традиции русского народа, в которых есть частичка патриотического воспитания, это масленица, Пасха, Рождество и ново – старый праздник день любви и верности воплощают в создании детских творческих работ.

Тема Великой Отечественной войны – очень важная тема, значимая для русского народа. Праздник 9 мая имеет, большое значение для воспитания сознательного гражданина и является привитие уважительного отношения к героям войны, ветеранам, в память о тех, кто погиб, защищая отечество; уважение к воинам – защитникам Родины. Отношение к Великой Отечественной войне наполнено не только чувством победы, но и чувством утрат. Очень большое влияние оказывают беседы, встречи с ветеранами, экскурсии, использование песен, стихов, наглядного материала. Дошкольники стараются изобразить в своих рисунках победные моменты, героизм, отвагу русского народа, неся частичку гордости, переживания за свой народ.

Нет нечего краше русской природы, которая передает нам свою красоту и частичку любви к родине. В настоящее время, педагог старается научить дошкольников и в общении с природой ощущать ритм, гармонию и цветовое единство, пытаясь помочь детям как можно раньше открыть окружающий их мир красоты. Дети дошкольного возраста рисуют на темы: белая березка в золотом уборе, кудрявая рябина с алыми ягодами, падали снежинки, первая листва лазурная листва.

Эмоциональное восприятие своей страны, своего народа – это особое свойство сознания. Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства имеет определенный смысл и свои особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников.

Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством средствами изобразительного искусства, является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.

Список использованной литературы

  1. Алларова И. Симфония красок. – М.: 2017. 64 с.
  2. Дубовская Л. Спадчына // Пралеска. 2017. №1. С. 21-28.
  3. Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. 2015. №6. С. 8-12.
  4. Косминская В.Б., Халцова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методическое руководство изобразительной деятельностью детей: лабораторный практикум. – М.: Просвещение, 2016.- 144 с.
  5. Ясева Н.Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2000. 60 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь