Дубенцова Марина Сергеевна
Чеботарёва Олеся Владимировна
Воспитатели
МБДОУ ДС № 68 «Ромашка»
Старооскольского городского округа
Материалы принимают участие во Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное саморазвитие педагога»
секция 1. Развитие гуманного отношения к окружающей среде.
ПОХОД ВЫХОДНОГО ДНЯ В ПРИРОДУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Д. С. Лихачёв говорил: «Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живёшь, – на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки».
Педагоги МБДОУ ДС №68 «Ромашка» уделяют особое внимание экологическому образованию детей. Используются разнообразные формы, методы и приёмы работы: прогулки, наблюдения, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, экологические игры, проектная деятельность, которая позволяет более детально и обширно проработать ту или иную тему.
Особо хотелось бы выделить такую форму экологической работы с детьми, как прогулки-походы выходного дня в природу. Походы выходного дня с воспитанниками и их родителями позволяют в полной мере и объёме обеспечить удовлетворение всего спектра когнитивных, аффективных и поведенческих потребностей ребёнка. Такие мероприятия позволяют оптимально интегрировать экологическое содержание со всеми видами детской деятельности, создают условия для реализации активной позиции ребёнка в процессе познания мира природы, стимулируют самостоятельность детей в процессе организации наблюдений и экспериментирования в природе, поддерживают активность ребёнка в познавательной и двигательной деятельности.
Каждый поход выходного дня в природу должен быть эмоционально значимым для ребёнка. Для этого педагоги нашего детского сада разрабатывают интересные маршруты путешествий, обеспечивающие активное взаимодействие ребят с разнообразными природными объектами. Обязательно учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, сезона года и дальности в прогулках-походах в природу, предусматривается соответствующая физическая нагрузка.
Педагоги учитывают тот факт, что прогулка-поход в природу будет успешным только в том случае, если будет соблюдена структура мероприятия. Воспитатели совместно с родителями детей определяют структурные составляющие прогулок– походов: дорогу до места назначения (конечный пункт); игры, наблюдения, отдых или труд на конечном пункте; возвращение в ДОУ (обратная дорога).
Хотелось бы поделиться опытом о проведении похода выходного дня воспитателей, воспитанников старшей группы и их родителей в лесополосу,
в рамках проведения муниципального акции-конкурса «Поможем лесу!».
Целью мероприятия было формирование экологического мышления у
дошкольников. Педагогами были поставлены такие задачи: развивать у детей интерес к изучению природы родного края; воспитывать в детях заботливое отношение к природе, любовь к своей Родине; расширять знания воспитанников о правилах поведения на природе; о проблеме утилизации мусора; внести посильный вклад в озеленение территории лесополосы Старого Оскола.
Прежде, чем отправиться в поход выходного дня, с воспитанниками была проведена предварительная работа: беседы с воспитанниками на темы: «Правила безопасного поведения по дороге и на природе», «Какую роль играют деревья в жизни людей?», «Воздух в городе и в лесу», «Какие деревья растут в нашей местности»; просмотр и беседа по презентации «Предметы рукотворного мира из дерева, которые нас окружают»; чтение рассказов: Л. Толстой «Черемуха», К. Ушинский «История одной яблоньки»; чтение стихотворений: «Ты дерево сегодня посади» Потоцкая Елена, «Деревья — самые добрые из тех, кого я знаю» Магеррамова Камила; заучивание наизусть «Посадите дерево» Беловой Валентины; игры: дидактическая игра «С какого дерева детки», словесные игры «Я начну, а ты продолжи» (описание деревьев), «Какое дерево?» (формирование умения правильно подбирать прилагательные при описании деревьев).
С родителями детей был оговорён план проведения мероприятия. Встреча участников похода выходного дня произошла на трамвайной остановке «Лесная», откуда все собравшиеся проследовали в лесополосу.
На конечном запланированном пункте (в лесу) присутствующие были ознакомлены с целью пребывания их в лесу, воспитатели побеседовали с воспитанниками на тему «Польза деревьев для человека и всех живых существ». Следующим структурным компонентом похода была работа по посадке саженцев деревьев воспитателями и родителями, с привлечением к посильному труду воспитанников. После чего педагоги провели беседу-интервью с родителями воспитанников по выявлению причин, по которым все собрались в лесу. Далее выступили две девочки старшей группы с декламацией стихотворения «Посадите дерево» Беловой Валентины.
Важной была беседа о том, как человек ещё, кроме посадки саженцев деревьев, может помогать лесу, какие есть правила для взрослых и детей пребывания в лесу. Дети рассказали, что в лесу нельзя срывать цветы и травы, ломать ветки деревьев, разорять птичьи гнёзда, сорить. После беседы дети и взрослые очистили от бытового мусора близлежащую территорию леса. В отличном настроении все вернулись в город. Мероприятие оставило глубокий эмоциональный след у каждого ребёнка.
Если мы, взрослые, с самого рождения будем прививать малышу не только интерес к природе, но и желание беречь её, то научившись беречь природу с детства, ребёнок сохранит бережное отношение к ней и во взрослом возрасте.