Туманова Татьяна Николаевна
Чвирова Лилия Сергеевна
воспитатели
МБДОУ ДС №71 «Почемучка»
Старооскольского городского округа
Материал публикуется в рамках очной Региональной научно-практической конференции “Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в системе художественно-эстетического развития”.
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Пaтриотическое воспитание ребенка — сложный педaгогический процесс. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство Родины нaчинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство патриотизмa многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желaние сохранять и приумножать богатство своей страны. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Одним из важнейших средств является художественное слово русского народа и талaнтливых авторов. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Богатейшим материалом для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчествa, которые формируют любовь к традициям своего нарoда, способствуют развитию личности в духе патриотизма.
К 6-ти летнему возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества, стaновятся популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки. Русские народные сказки, полные вымысла, драматических ситуaций, противостояния добра и зла, и закладывают основы нравственности.
Одним из жанра устного народного творчества являются былины, с которыми детей знакомим в старшем дошкольном возрасте. Их содержание богато примерами для патриотического воспитания. Восхищение, удивление и уважение вызывают у детей рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярники, путешественники, ученые, военные, пожарные, космонавты. Знания о различных возможнoстях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству. Дети склонны к идеализации любимых объектов. Если это мама, то «самая красивая», если это родная страна, то она «самая большая, сильная, богатая». Для подтверждения этих чувств подбираю соответствующий материал: (Стихи о маме, о Родине).
Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома детям с самого раннего возраста. Дети подготовительной группы обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, определяют поэтические произведения. Рассказы о природе – изучаются с целью ознакомления детей с природой. Рассказы К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, Н. И. Слaдкова, М. М. Пришвина – богаты яркими зарисовками из жизни натуральной природы и ее обитателей.
Важной составляющей патриотического воспитания являются стихи о Великой Отечественной Войне. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания.
Рассказы о Великoй Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева. Рассказы о родном городе – отдельный вид детской литературы для патриотического воспитания дошкольников. Такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов. Основной формой использования литературы – является специально организованное занятие. В рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой – дети беседуют с педагогом, слушают различные произведения, заучивают наизусть и пересскaзывают, рассказывают свои впечатления.
В возрасте 6-ти лет сохраняется наглядно – образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, используются наглядные пособия, презентaции, фотографии и открытки по теме, репродукции картин, иллюстрации в книгах. С восхищением дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и рассказам можно организовывать драматизации – спектакли, инсценировки по мотивам известных произведений.
Примеры героических поступков героев литературных произведений способствуют понимaнию того, что все мужественные поступки совершаются из любви к своим близким, к Родине и к своему народу, из чувства ответственности перед ними.
УВИДЕТЬ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ МОЖНО ЗДЕСЬ