Травкина Оксана Витальевна
Сенцова Лариса Михайловна
Гончарова Елена Анатольевна
воспитатели
МБДОУ ДС№62 «Золотой улей»
Старооскольского городского округа
МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА НА ОСНОВЕ ПРИТЧ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время в современном обществе назрела необходимость нравственного воспитания русского человека. И начинать это надо с детских садов и школ, создавая систему вхождения человека в социум. В новом, документе, Федеральных государственных требованиях к структуре основной образовательной программы дошкольного учреждения, был взят курс на индивидуализацию образования, на имеющийся опыт ребёнка, на деятельностное формирование критически важных для детей компетентностей, способностей, качеств.
Современные родители относительно мало читают своим детям, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, телефоны, планшеты вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения, в будущем, дети испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления, воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий.
Именно поэтому мы и решили обратить внимание на формирование у дошкольников представлений о нравственных ценностях.
Данная технология применима в работе по нравственному воспитанию детей 5-7 лет и может быть использована как в режиме дня в форме беседы по прочитанному произведению художественной литературы, так и в форме непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию.
Учитывая особенности развития детей старшего дошкольного возраста, их возросшие интеллектуальные возможности, развитие умения логически мыслить, вступать в дискуссию и доказывать свою точку зрения, нами в качестве приоритетного метода был выбран метод проблемного диалога на основе притч.
Многие современные педагоги говорят о том, что воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
Как помочь ребёнку ответить на жизненные вопросы, в которых заложен нравственный смысл? В этом нам может помочь притча.
Притча это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. По содержанию она близка к басне. Простой язык притч понятен детям. Эти короткие истории объяснят им, что всегда можно найти много путей решения одной проблемы; что жизнь не делится только на черное и белое, плохое и хорошее. Притчи — это семена нравственности. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.
Нами был разработан цикл бесед на основе доступных пониманию детей 5-7 лет притч.
Задачи цикла в целом таковы:
– дать представление о притче, об ее особенностях, формировать умение понимать смысл притчи и рассуждать на основе ее содержания и личного опыта;
– расширить знания об основных нравственных понятиях, осознанное отношение к выбору поступков.
При составлении конспектов бесед задачи конкретизируются в зависимости от темы и содержания притчи. Содержание и тематика бесед может варьироваться в зависимости от проблем, существующих в детском коллективе. Беседы проводим один раз в два месяца (можно чаще, по желанию педагога и при появлении необходимости).
Темы бесед:
- «Путешествие в мир мудрых мыслей» (знакомство с понятием «притча», с особенностями притчи);
- «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» (притча «Снег» или «Два друга в пустыне», «Стая волков и три охотника», понятие «дружба»);
- «Правда и ложь» (притча «О правде и лжи», чем может обернутся ложь?);
- «Труд красит человека» (притча «Чьи руки чище?», любой труд полезен);
- «Добро и зло» (притча «Два волка», понятие «добро» и «зло»);
- «Один в поле не воин» (притча «Веник», понятие «взаимопомощь», «взаимоподдержка», «дружба»);
- «Не обманывай» (притча «Соломенная шляпа», обманывая людей, обманываешь себя);
- «Всегда ли извинения приносят облегчение?» (притча «О гвоздях», обиды наносят душевные раны);
- «Жадность» (притча «Жадный лев», понятие «жадность», чем может обернутся для человека жадность);
- «Чему нас учат деревья» (притча «Дерево и лесоруб», уроки природы для человека);
- «Сердце матери» (притча «Береза и любовь»).
- «Чтить отца и мать» (притча « Корзинку – то возьми»).
Какие же существуют приёмы использования притч в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста?
- обсудить основную идею и смысл притчи;
- чтение притчи без названия (придумать название);
- притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться);
- инсценировка притчи;
- подбор пословиц, поговорок;
- определение ценностей, которые отражает притча (с использованием картинок).
Все эти приемы являются составляющими метода проблемного диалога. Притча всегда предполагает беседу со слушателем или читателем, и ее основное действие разворачивается тогда, когда история рассказана, и мы начинаем ее осмысление. Поскольку процесс осмысления может быть бесконечным, притча не исчерпывает всей своей смысловой глубины. Притча делает сознание более гибким и подвижным, что в свою очередь способствует лучшему усвоению представлений о нравственных ценностях.