ШатохинаЕкатерина Евгеньевна
Хаустова Мелина Анатольевна
воспитатели
Коненко Елена Александровна
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 33 «Снежанка»
Старооскольского городского округа
Воспитание патриотизма и любви к родному краю через организацию семейного туризма
Самоценность дошкольного детства заключается в уникальности данного возрастного периода, когда закладывается основы личности и общечеловеческой культуры, складываются первые представления об окружающем мире и культурных традициях народов нашей Родины, накапливается эмоционально наполненный опыт взаимодействия с природным и социальным окружением. Не подлежит сомнению, что в современной педагогической науке весьма актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья ребёнка. Причём здоровья не только физического, но и психического. Ведь это является залогом успешного формирования предпосылок учебной деятельности. Влияние детского туризма на ребёнка в рамках дошкольного учреждения весьма многогранно. Это и физическое здоровье, и познавательная активность, приобретение новых навыков и применение полученных ранее знаний на практике, успешная социализация и коммуникативное развитие, воспитание патриотизма и любви к родному краю.
Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Академик Лихачёв Д.С. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С. Симонович – организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы.
Исследования учёными возможности постижения детьми истории и культуры родного края во второй половине XX веке: (Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова и др.), а также заказ на разработку региональных компонентов государственных образовательных стандартов на рубеже XX—XXI в : выступили предпосылками для последующего изучения процесса приобщения детей к этой теме на уровне региона (Г. Н. Данилина, Л. Ю. Ильина, Ю. Н. Мамонова, М. Ю. Новицкая, А. А. Остапец, Л. И. Русских, М. Е. Трубачева и др.). Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи с чем, важно приобщать их к культурным ценностям родного края, что становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании личностной культуры.
Термин «туризм» разными исследователями определяется с разных его сторон, и выделяются характерные особенности этого понятия в интегральном значении. Определяя сущность туризма в возрастном в аспекте, следует привести определение школьного туризма. Под школьным туризмом понимается массовая внеклассная форма работы учащихся по всестороннему изучению родного края, решающая воспитательные, познавательные, оздоровительные задачи и обусловленная программно-нормативными документами. Более полным представляется определение А.А. Остапца (1985), который видит в туризме «средство гармонического развития детей, подростков и юношей, реализуемое в форме активного отдыха и общественно-полезной деятельности». Данное определение указывает на то, что в туризме должны интегрироваться все основные стороны воспитания: нравственная, физическая, трудовая, эстетическая и др.
В теории и практике туризма определены следующие формы: прогулки, экскурсии, походы, путешествия, занятия кружков (секций).
Под туристической прогулкой понимается непродолжительный по времени (1-4 ч) групповой выход с активным способом передвижения по территории населённого пункта или в его окрестностях в целях отдыха и познания.
Туристская экскурсия рассматривается как групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно-познавательных целях.
Туристский подход — это прохождение группы по определённому маршруту активным способом передвижения с целями познания, физического развития, выполнения общественно-полезной и краеведческой работы в пути, определённых спортивно-туристских нормативов, содержательного отдыха.
На основании вышеизложенных понятий следует вывод о том, что содержание и формы туризма для детей дошкольного возраста не могут быть реализованы в условиях детского сада.
Однако, анализ научной литературы показал, что ещё в 1940-1950 года XX века в работах исследователей, посвящённых физическому воспитанию детей дошкольного возраста, подчёркивается значение использования прогулок и экскурсий в ближайшую природную зону для укрепления здоровья: повышения сопротивляемости организма, удовлетворения потребности в движениях (Л.М. Михайлова, 1940). В более поздний период наряду с оздоровительным влиянием игр и упражнений в естественных условиях исследовалось их влияние на совершенствование двигательных функций детей. Данное направление получило распространение в работах Е.Н. Вавиловой, Л. Кармановой, Г. Шалыгиной, Н.И. Бочаровой.
Впервые в 1980-х годах авторами учебника по физическому воспитанию дошкольников А.Кенеман и Д. Хухлаевой вводится понятие «детский туризм». Г.Шалыгиной используется термин «прогулки в природных условиях». Варианты «дальних прогулок», «турпоходов» предлагает М.А. Реутова, Т.И. Осокина рассматривает «простейший туризм» как прогулки за пределы участка на природу с целью закрепления и совершенствования двигательных навыков и умений в естественных условиях. Е.Н. Вавилова в своих работах раскрывает некоторые вопросы организации «пешеходных и лыжных прогулок», но обоснования данным понятиям не даёт .
Как указывалось выше, термин «туризм» – широкое понятие, интегрирующее в себе все возможные способы передвижения (активные и пассивные) средства познания и формы организации деятельности туристов. В связи с этим наиболее приемлемым для системы дошкольного образования можно считать термин «прогулка – поход», предложенный Н.И. Бочаровой. Поскольку «…во-первых, он без дополнений указывает на специфику содержания и задач, решаемых в процессе данной формы; во-вторых, предусматривает выход детей за пределы детского сада; в-третьих, учитывает возраст детей».
Под дошкольным туризмом мы понимаем организованную двигательную деятельность детей с целью укрепления здоровья и физического совершенствования, направленная на познание окружающего мира и осуществляемая в игровой деятельности.
Важным условием эффективности туристической деятельности с дошкольниками является понимание родителями необходимости ознакомления с родным краем, взаимодействие с детским садом по данной проблеме, поддержка деятельности педагога. Очень важно, взаимопонимание и взаимоподдержка всех участников образовательных отношений. Организация деятельности клуба семейного туризма помогла повысить интерес родителей к образовательной деятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.
Список литературы:
- Бочарова Н.И. Туристические прогулки в детском саду. /Н.И.Бочарова. – Москва, 2004.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. / О.А. Воронкевич. – Санкт –Петербург «Детство-Пресс» 2007.
- Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников: учеб. -метод. пособие / О. Л. Князева, О. Ю. Князева, М. Д. Маханева. – М.: Детство-пресс, 2009. – 324 с.
- Павлова Л. О значении туристической деятельности в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. С. 74-77.