Народное декоративно-прикладное искусство в нравственно-патриотическом воспитание детей дошкольного возраста

0
1980

Бакланова Инна Владимировна
воспитатель
МБДОУ ДС№14 «Солнышко»
Старооскольского городского округа 

 

НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

«Воспитание любви к родному краю,
к родной культуре, к родному селу или городу,
к родной речи – задача первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать.»
Д. С. Лихачев

Требования ФГОС ДО (п.2.6) определяют задачи первостепенной важности, одной из которых является: «формирование первичных представлений… о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…» Д. С. Лихачев отмечал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».

Край, в котором мы живем – это наша малая родина, часть великой страны, наши корни и, именно с этого малого, берет свое начало великое – любовь к Отечеству. Любой край нашей необъятной Родины богат народным декоративным промыслом. Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов, выбираются излюбленные материалы, формы, колориты. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального художественно – декоративного искусства.

В народном декоративно – прикладном искусстве окружающий мир отражается условными символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа, что близко восприятию ребенка, понятно ему. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

материалы в печатный сборник 

Народные художественные промыслы – это исторически сложившиеся, сохранившиеся и ныне действующие уникальные очаги народного творчества. Все народы еще на заре своей цивилизации стремились выразить свое понимание окружающего мира, жизни, свой восторг перед красотой, величием и могуществом природы. Весь окружающий предметный мир они наделяли чертами, взятыми из природы, и стремились сделать вещи не только практически удобными, но и красивыми. Народное искусство всегда радостно, оптимистично. Черты национального характера, обусловленные окружающей природой, жизненным укладом, историей, эмоциональный, психологический склад выразительности сейчас вызывают интерес ко всем формам народного искусства.

Рассматривая народное творчество, особое внимание обратим на особенности народного искусства, отмеченные отечественными учеными, искусствоведами. Так, В.М. Василенко подчеркивает, что все предметы народного искусства создавались руками мастера, который сам делал каждый предмет от начала до конца. Поэтому здесь невозможно точное повторение. Создавались вещи в чем-то похожие, близкие друг другу, но «всегда отмеченные прелестью своеобразия». Мастер стремился найти им не только чисто практическое, но и декоративно-художественное применение.

Основу народного искусства составляет орнаментальность. Орнамент (в переводе с латинского – украшение) представляет собой преднамеренно избранный узор, элементы которого ритмично повторяются. «Орнамент всегда подчинялся размерам и изгибам поверхности вещи. Он укрывал ее равномерно, спокойно, подобно куску ткани. Для орнаментации характерна густота, обилие форм, сплошное заполнение поверхности и яркость цвета», – отмечает В.М Василенко.

Декоративно – прикладное искусство представляет собой «вид искусства, обслуживающий бытовые нужды человека и, одновременно, удовлетворяющий его эстетические потребности, несущий красоту в жизнь», – такое определение мы находим в словаре по эстетике. Красота изделия достигается благодаря декоративности его формы, являющейся качественной характеристикой произведения искусства, в которой проявляется органическое слияние полезного и прекрасного.

Произведения народно – декоративного искусства отличаются красочностью, яркостью, насыщенностью цветовых сочетаний. Фон создает дополнительные возможности, делая декоративное изображение наиболее выразительным. Цвет передает многообразие окружающего мира, воздействует не только на зрение, но и на психику людей, имеет способность вызывать разнообразные ассоциации с природными явлениями в сознании человека, конкретное настроение и определенного рода эстетические переживания.

Декоративное искусство близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, растений, видели, чувствовали гармонию в природе: ритм, соразмерность, упорядоченность, разумность и рациональность. Так появились элементы и композиции декоративного искусства по мотивам растительных форм. В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нём отобрано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно дошкольникам, именно поэтому имеет огромное значение в художественно-творческом развитии детей.

А.П. Усова, Е.А. Флёрина, Н.П. Сакулина не раз отмечали, что ребёнок тянется ко всему яркому, красочному. Многие работы народных мастеров дети воспринимают глубже и полнее, чем большие полотна живописи и скульптуру.

Самоназвание «декоративно-прикладное искусство» подсказывает его назначение. Это деятельность прикладная, т. е. направленная на улучшение качества предметов. В этом сказывается ее утилитарный характер. С незапамятных времен в народной педагогике создавались и передавались из поколения в поколение различные игрушки и поделки, радующие и развивающие воображение ребенка. Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

 

Список литературы:

1.Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду/ Н.А. Ветлугина.- М.: Педагогика, 1974.- 232 с

2.Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников/ Н.В. Алёшина. – М.: ЦГЛ, 2004. – 256 с.

  1. Гризоглазова А. В. Воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства // Молодой ученый. — 2013. — №12. — 445-447 с

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь