ПТИЦЫ ЛЕСА. СОВА

0
1733

Материал опубликован в январском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания»

Бабаева Лариса Сергеевна

воспитатель

ГБОУ г. Москвы «Школа № 2122»

ПТИЦЫ ЛЕСА. СОВА

            конспект НОД интегрированного занятия по развитию речи и изо деятельности

Цели и задачи:

материалы в печатный сборник 

Образовательные:

  • Уточнять представление об обитателях леса, расширить представления детей о лесной птице – сове, об особенностях её внешнего облика, образе жизни.
  • Формировать умение развернуто отвечать на вопросы.
  • Обогащать словарь, совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, умение строить сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
  • Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином.
  • Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать внимание, мышление, воображение, память, чувство цвета.
  • Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина.

Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность, эмоциональную отзывчивость, готовность к совместной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу.
  • Воспитывать наблюдательность, активность в выборе способов изображения
  • Воспитывать любовь детей к природе, эстетическое отношение к окружающему миру.

Оборудование и материалы. Картинки птиц, показ презентации, запись голосов птиц, лото «Угадай птицу», картинки животных и птиц, плотный картон фиолетового (синего) цвета, набор пластилина, салфетка для рук, доска для лепки, стека, «волшебное» дерево.

Предварительная работа. Расширение словаря детей чтение стихов, художественной и познавательной литературы о птицах и других лесных жителях; рассматривание картин с изображением зимующих птиц; наблюдение в природе на прогулке, изготовление шаблонов птиц, написание письма старичку Лесовичку.

Ход занятия:

Обыграть сцену прихода старичка Лесовичка.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гость – старичок Лесовичок.

Старичок Лесовичок: Здравствуйте, дети! Я получил ваше письмо, в котором вы просите познакомить вас с моим лесом. Сегодня у меня выдалось свободное утро, и я поспешил к вам. Вы готовы? Согласны ли совершить путешествие в зимний лес?

Дети: Согласны.

С.Л. Тогда встаем в круг, закрываем глаза и говорим: «1,2,3, в зимний лес попади!!» (Звучит музыка из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»), дети открывают глаза, старичок Лесовичок:

Зимний лес в объятьях тишины

Задремал, укутав ветки снегом.

Будет спать спокойно до весны

Он теперь под серебристым небом.

Как он нынче сказочно хорош

В белоснежном праздничном убранстве!

Он и вправду, кажется, похож

На хрустально – ледяное царство.

Воспитатель: Ребята! Какая тишина!! Как красиво в зимнем лесу! Но что за странные звуки? Что за суета среди деревьев?

(Звучит запись «Голоса птиц».)

Дети: это голоса птиц, так поют птицы.

Воспитатель: Но где, же они?

С.Л. Подойдите ближе к этому волшебному дереву, на нем поселились птицы (дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы). Давайте познакомимся с ними. А может быть, вы уже знаете кого-нибудь, кто здесь сидит?

Дети смотрят и называют птиц, которых узнали.

С.Л. Знаете ли вы, почему птиц называют пернатыми?

Дети: Потому, что птицы покрыты перьями.

Воспитатель. Старичок Лесовичок, наши ребята могут назвать «родные» слова к слову «пернатые».

Дети: краснопёрка, наперник, оперение, перина, перинка, перо, перовой, пернатый, пернатая, перьевой и т.д.

С.Л. Здорово, что вы знаете столько слов. И теперь я уверен, что вы легко справитесь с моими загадками, тем более что ответы- подсказки висят на дереве. Прослушав загадку, вы должны отгадать птицу, найти ее на дереве и снять.

Невеличка-птичка скачет,

Все чирикает, не плачет.

Серый, шустренький такой,

Спит зимою под стрехой. (Воробей.)

Кар-р! Кар-р! Кар-р!

Словно здесь горит пожар.

Во все горло кричит,

Чем подруг к себе манит. (Ворона.)

Тук-тук-тук-тук!

Раздается стук вокруг.

Тук-тук-тук-тук!

Это леса первый друг. (Дятел.)

Клювом шишку шелушит,

По елкам скачет и шуршит.

Он кричит «клё-клё-клё-клё»,

Шишку вижу далеко. (Клест.)

Голова в берете черном.

Очень быстра и проворна.

Желтым брюшком мелькает,

Насекомых собирает. (Синица.)

Красным яблоком мелькает,

Меж деревьев летает,

Сладкие ягоды собирает. (Снегирь.)

Всю ночь летает-

Мышей добывает.

А станет светло-

Спать летит в дупло. (Сова)

По лесу летает,

Новости распространяет.

Все хлопочет и стрекочет,

Навестить всех очень хочет. (Сорока.)

Дети снимают картинки птиц с дерева. Старичок Лесовичок хвалит детей и предлагает поиграть в игру «Третий лишний». Из предложенных картинок ребята выбирают лишнюю картину, обосновывая свой ответ.

1 Ворона. Сова. Лиса.

2 Дятел. Заяц. Снегирь.

3 Волк. Синичка. Сорока.

4 Ласточка. Скворец. Поползень.

Старичок Лесовичок: Дети, скажите, у меня в лесу птиц много или мало?

Дети: Много!

Старичок Лесовичок: Давайте их посчитаем! «Игра 1, 2, много» Считаем воробьёв…сов…сорок…клестов…дятлов.

Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, много воробьев.

Одна сова, две совы, три совы, четыре совы, пять сов, много сов.

Одна сорока, две сороки, три сороки, четыре сороки, много сорок.

Один клест, два клеста, три клеста, четыре клеста, много клестов.

Один дятел, два дятла, три дятла, четыре дятла, много дятлов.

Старичок Лесовичок. Ай да молодцы, хорошо считать умеете! А знаете ли вы, чем питаются птицы?

Дети. Ягоды, семена, личинки, насекомые, шишки.

Старичок Лесовичок. Когда у птиц больше еды летом или зимой? Почему?

Дети. Летом.

Старичок Лесовичок. Как мы можем помочь птицам зимой, когда нет ягод, насекомых?

Дети. Строить кормушки.

Старичок Лесовичок. Чем птицы леса полезны?

Дети. Поедают насекомых.

Воспитатель. Что строят птицы для своих птенцов?

Дети. Гнезда

Старичок Лесовичок. Из чего строят птицы свои гнезда?

Дети. Из прутиков, мха, глины, пуха и т.д.

Старичок Лесовичок. Понял я, что вы, много знаете о лесных птицах, предлагаю немного поиграть, подвигаться и «вернуться» в группу, там для вас есть новое задание.

Физкультминутка.

Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это так птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья сложили назад.

Старичок Лесовичок. 1,2,3! В группу, ты скорей лети!

Дети «возвращаются из леса» и садятся за столы.

Воспитатель. Ребятки, кто это у нас в окошке?

Старичок Лесовичок. Да это же моя совушка. (показывает игрушечную сову). Она из леса прилетела, то-то я ее сегодня не видел. А ты почему такая грустная, совушка? (Совушка шепчет Лесовичку что-то на ухо). Ребята, оказывается ей грустно без друзей, без таких же совушек. Она просит вас сделать ей друзей – сов. Вы поможете?

Дети. Поможем.

Старичок Лесовичок. Чтоб вам, ребята, было легче делать совушек и чтоб вы больше знали об их жизни, совушка приготовила для вас сюрприз! Ее недаром называют мудрой птицей! Давайте посмотрим на экран.

Просмотр компьютерной презентации «Совушка-сова».

Воспитатель (показывает слайды и рассказывает): У совы – большая голова, которой она может вертеть во все стороны, почти нет шеи, вернее, ее не видно из-за пышного пестрого оперения, которое спасает сову от зимних холодов. Закругленные крылья и широкий короткий хвост помогают ей бесшумно летать. Сова – хищник, который охотится только ночью. Природа наградила эту птицу одной особенностью: глаза совы не любят яркого дневного света, и, если ее вытащить из гнезда днем, она будет беспомощна, так как на свету ее большие глаза практически не видят. Поэтому днем она спит и не вылезает из своего дупла, а в ночное время она великолепно видит в темноте.

Воспитатель. Совушка, спасибо за чудесный фильм. Теперь нам будет гораздо легче сделать для тебя новых друзей-сов. Делать мы их будем в технике пластилинографии. Приступим к работе! Ты Совушка, летай, смотри и подсказывай ребятам.

Дети приступают к выполнению задания. На столах перед каждым ребенком лежат: цветной картон, пластилин разных цветов, стека. Под тихую музыку дети создают свои композиции нетрадиционной техникой изобразительного искусства пластилинографией.

Голову мы делаем из пластилина серого цвета, нужно скатать два шарика, расплющить их до лепешечек и расположить рядом (бочок к бочку) в верхней части основы. Стекой по краям обеих окружностей наносим неглубокие штрихи – пушистое оперение.

Глаза – скатать два шарика меньшего размера из желтого пластилина – глаза, расплющить по очереди каждый посередине окружностей головы. Скатать маленькие шарики черного цвета – зрачки, расплющить их в желтых кружочках.

Брови-щеточки. Из кусочка пластилина белого цвета скатать колбаску, изогнуть ее уголком и закрепить между глазами в верхней части головы. Стекой «распушить» брови короткими штрихами с наружной стороны бровей.

Клюв – скатать короткую колбаску из желтого пластилина, пальчиками заострить один конец и слегка прижать его в нижней части головы острым концом вниз.

Туловище – скатать шарик серого или черного цвета, прямыми движениями рук преобразовать его в овал, приложить туловище к голове, расплющить на основе. Далее приклеиваем к туловищу перышки рядами, начиная с нижнего края туловища совы, чередуя черный и серый пластилин. Покрываем ими все тело птицы.

Крылья – скатать длинную колбаску из черного пластилина, разделить ее стекой на две части, каждую получившуюся колбаску-крылышко расположить с обеих сторон туловища и расплющить. В нижней части каждого крыла сделайте стекой насечки-перышки.

Лапки – взять небольшой кусочек пластилина красного цвета, скатать шарик, расплющить до блинчика, стекой сделать два надреза, слегка раздвинуть их к краям шарика, а получившиеся части расплющить пальчиками и заострить. Лапки следует крепить после изготовления ветки ели, на которой сидит сова.

Дополнение к общей композиции:

Основа елки – длинная колбаска коричневого цвета, расположенная под туловищем совы, ветки – расплющенные колбаски из зеленого пластилина, «распушенные» с обеих сторон стекой; месяц – изогнутая дугой колбаска с заостренными концами из желтого пластилина; звезды – маленькие расплющенные горошины из белого пластилина.

Пальчиковая гимнастика во время работы «Совушка-сова».

Совушка – сова, большая голова.

(Руки на голову, покачать головой)

На суку сидела,

Головой вертела.

(Покрутить головой в разные стороны)

В траву свалилася,

В яму провалилася.

(Уронить руки с головы на пол «в яму»)

     В заключительной части занятия воспитатель, старичок Лесовичок и сова вывешивают работы на доску или раскладывают на ковре. Дети любуются своими работами, обсуждают, что нового они сегодня узнали о жизни лесных птиц и в частности – совы. Совушка благодарит детей за помощь, у нее теперь много новых друзей. Просит дать имена совам, которых ребята сделали, и придумать истории из жизни этих сов. Лесовичок и совушка, угостив ребят лесными яблоками, уходят в лес.

      В течение дня, на прогулке, на музыкальном или спортивном занятии дети продолжают развивать эту тему и играют в различные игры, например игра «Совушка-сова». Одному из детей надевается шапочка-маска совы. Сова сидит на стульчике (в дупле).

Дети-птички выбегают в центр группы «на полянку», летают.

Совушка-сова, большая голова,

Днем крепко спит, на дубу сидит.

А как ночь настает,

Просыпается,

На охоту собирается.

Летит, кричит: «У-у-у!».

       Сова вылетает, птицы замирают на месте или присаживаются. Сова ищет детей, которые шевелятся, и забирает с собой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь