Трифонова Ольга Владимировна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 204»
г. Чебоксары
Чувашская Республика
Материал участвует в постоянно действующем
Всероссийском профессиональном конкурсе педагогов «ЗОЖ в ДОУ»
в номинации “Тематические материалы практической направленности”
Здоровьесберегающие технологии
Пояснительная записка
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. Чтобы исправить недостатки в речи детей применяются как традиционные методы так и нетрадиционные. Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия. Что в переводе с корейского языка означает “Су ” – кисть, “Джок” – стопа.
В коррекционно – логопедической работе приемы Су – Джок терапии используются в качестве массажа для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком и кольцом.
С помощью шаров – «ежиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж до появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз.
В логопедических целях су – джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей.
Приведу пример некоторых форм работы с детьми по коррекции звукопроизношения (автоматизации звука), развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственнойориентации, развитии фонематического слуха.
Посмотрите – ка, ребята,
На столе лежат ежата!
Никуда не убегают,
Вас, детишки, поджидают!
Поскорее их берите, на ладонь свою кладите!
С ними будете играть, свои ручки развивать!
Чтобы с ёжиком поладить, нужно ёжика погладить!
По ладошке покатать и иголки посчитать!
Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках шарик Су-Джок).
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха,(дети катают шарик Су -Джок между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь,
Никого я не боюсь.
Пальчиковая игра «Ёжик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.(дети катают шарик Су -Джок между ладонями)
На спине иголки(массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие.(массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал,(массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал,(массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже(массажные движения мизинца)
на ежа похож. (дети катают щарик Су -Джок между ладонями).
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
– Мальчик-пальчик,
Где ты был?(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
– С этим братцем в лес ходил,
(надеваем кольцо Су -Джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил,(надеваем кольцо Су -Джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел,(надеваем кольцо Су -Джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел.
(надеваем кольцо Су -Джок на указательный палец).
Игры с массажным колечком
Что у шарика внутри?
Поскорее посмотри!
Ты колечко надевай и по пальчику катай.
Взад – вперёд, вперёд – назад
Пальчик будет очень рад!
(Дети поочередно надевают массажное кольцо на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.)
Все мои пальчики очень дружны, все для меня они очень важны:
1.Пальчик большой (катаем колечко по большому пальцу правой руки)
2.Указательный (катаем по указательному)
3.Средний (катаем колечко по среднему)
4.Пальчик четвёртый
5.И пятый, последний!
Все они пальчики, дружные братцы! Браться за дело они не боятся!
Использование массажного кольца при автоматизации звуков.
Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение.
Автоматизация поставленного звука Ш.
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья.(мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Автоматизация звука Р.
Звук[ Р] сложный, но приятный
Мы сейчас произнесем.
И как будто у машины
Мы моторчик заведем
«р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р».
Закрепим мы этот звук.
Нам поможет верный друг!
С колечками мы играем,
Звук [Р] в начале слова называем!
Дети по очереди называют слова, в которых звук [Р] стоит в начале слова. За каждое слово надевают колечко на палец.
С колечками играть продолжаем,
Звук[Р] в середине слова называем!
Дети по очереди называют слова, в которых звук [Р] стоит в середине слова. За каждое слово надевают колечко на палец.
Звук[Р] в конце слова называем!
Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий
Имя короткое произнесем,
Полное имя к нему подберем.
Логопед называет имя, ребёнок надевает колечко на пальчик по очереди, начиная с мизинца, называя полное имя.
Рая-Раиса;
Рома-Роман;
Рина- Регина
Русик-Руслан;
Ну и Рита- Маргарита!
Аналогично проводится упражнение «Назови ласково»
С колечками игру продолжаем,
Ласково имя теперь называем.
Раиса-Раечка;
Роман-Ромочка;
Регина-Региночка;
Руслан-Русланчик;
Маргарита-Маргариточка
Упражнение «Один-много».
Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично проводится упражнение «Скажи наоборот»
Использование Су – Джок шаров для развития фонематического слуха, для совершенствования звукового анализа слов.
– Игра «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»
– Игра« Шарик мы ладошкой «стук», если слышим нужный звук»
– Использование Су – Джок шаров при совершенствовании навыков пространственной ориентации, ориентировки в схеме тела, развития памяти,
– “Слушай и запоминай, повторяй и выполняй”
– «Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю»
– «Справа, слева я стучу – перепутать не хочу»
– «Глазки закрывай, на каком пальце колечко, угадай»
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов
«Ловко с шариком играем и предлоги называем»
На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик – в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
Использование шариков для слогового анализа слов
«Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове (слоге) звук»
«Шарик мне назад верни, слоги (слово, фразу) верно повтори»
«По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай».
Упражнение «Раздели слова на слоги»
Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в нашей работе.
Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:
-высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект;
-абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
-универсальность – Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
-простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков.
Из вышеуказанного следует сделать вывод, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей. Осуществляется благоприятное оздоравливающее воздействие на весь организм. Стимулируются речевые зоны коры головного мозга. Развивается координация движений и мелкой моторики. Развивается произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
В своей работе во время подгрупповых и индивидуальных занятиях я применяю Су-Джок терапию. Дети любят играть с колючим шариком и колечком, выполняя самомассаж с помощью шарика Су-Джок в сопровождении легко запоминающихся стихов.