Барс Жанна Анатольевна
воспитатель
МБДОУ №22 «Улыбка»
Белгородская обл., г. Старый Оскол
Внедрение инновационных оздоровительных проектов как один из способов модернизации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении
Аннотация: На сегодня инновационные оздоровительные проекты позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развить устойчивые потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, а также в сохранении и стимулировании здоровья.
Сегодня, одним из главных направлений в работе ДОУ можно с уверенностью назвать деятельность всего дошкольного учреждения в воспитании здорового образа жизни у детей, являющеюся составной частью современной деятельности образовательного учреждения в системе здоровьесбережения. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Уровень представлений детей о здоровом образе жизни во многом зависят от того, какое содержание отобрано воспитателем, каков его объем, доступность для восприятия и понимания, какие методы и приемы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе, ДОУ.
Ребенок развивается не только по заложенной в нем биологической программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от формирующихся в его психике собственного опыта, потребностей, интересов, способностей, приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей).
Совокупность разных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, укрепляет умения воспитанников, может помочь им открыть и познать находящуюся вокруг действительность значительно быстрее и глубже. Применение новейших педагогических технологий раскрывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала проектно – исследовательская деятельность. Если рассуждать о проектно – исследовательской деятельности как о педагогической технологии, то эта методика подразумевает применение исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Воспитателю в рамках проекта, экспериментирования отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Опираясь на современные (инновационные) научные подходы к решению проблемы здоровьесбережения дошкольников, используя метод проектирования, может быть построена модель оздоровительного проекта для ознакомления дошкольников с правилами сохранения и укрепления здоровья.
Данная модель оздоровительного проекта ориентирована на повышение значимости формирования представлений у детей о здоровье и методах его сохранения, воспитание у детей желания заниматься спортом и физкультурой; обновление содержания и структуры организации воспитательно – образовательного процесса на основе конструирования здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей среды с учетом национально-регионального компонента; современного опыта обеспечения использования различных видов детской деятельности и их приоритетов в работе ДОУ.
Совокупность традиционных и инновационных направлений внедрения здоровьеформирующих и здоровьесберегающих образовательных технологий создает предпосылки для реализации новой интегрированной концепции применения в образовании. Сущность этой концепции заключается в реализации для личностно-ориентированного развития всех участников педагогического процесса: воспитанников, педагогов, родителей.
Основные функции воспитания у дошкольников здорового образа жизни возлагаются на педагогических работников, которые через грамотное построение целостного педагогического процесса в ДОУ на основе синтеза опыта традиционной российской системы общественного дошкольного образования и обобщения, интеграции достоверных, научно-методических материалов по ЗОЖ создают оптимальные условия для решения поставленных задач. Данная система работы на основе анализа и регулирования процессов нововведения позволит решить одну из основных задач воспитания здорового образа жизни, что является существенным компонентом в воспитании у дошкольников навыков сохранения и укрепления здоровья. Таким образом, для получения позитивных результатов необходима работа по следующим направлениям: с детьми, педагогами, родителями, межсетевое сотрудничество с другими учреждениями образования, спортивными и общественными организациями; создание предметно – пространственной среды в воспитательно – образовательном пространстве.
Использование инновационных оздоровительных проектов в работе по формированию ценностей здорового образа жизни у дошкольников – это путь к совершенствованию всего педагогического процесса, повышению образованности ребенка, помощь в диагностике развития, развитии детской инициативы и любознательности, расширение возможностей создания элементов развивающей среды, расширения возможности реализации индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и создания положительного эмоционального фона.
Использование инновационных здоровьесохраняющих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности, внедряя новые формы работы в деятельность ДОУ посредством реализации оздоровительного проекта по сохранению и укреплению здоровья детей, используя ЭОР (электронные образовательные ресурсы нового поколения), ИКТ технологии для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни – все эти методы являются новейшим подходом в обучении детей, который строится на основе комплексного использования ранее известных (традиционных) и современных методов и технологий развития детей.
Работа по формированию у дошкольников и родителей ценностей здорового образа жизни посредством инновационного оздоровительного проекта открыла новые возможности. Изменились дидактические средства, методы и формы работы с детьми, тем самым преобразовав традиционную образовательную деятельность в качественно новой, наполненной инновационными технологиями, образовательной среде.
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий, таких как оздоровительные проекты, в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения – это один из самых новых вопросов в современной дошкольной педагогике. Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Внедрение и использование в работе учреждения инновационных оздоровительных проектов является одним из приоритетов дошкольного образования, что позволит модернизировать образовательную деятельность, повысить эффективность работы, мотивировать педагога на поисковую деятельность, осуществить соединение теории и практики, обеспечить возможность педагогу совместное планирование деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бережнова О.В. Проектирование образовательной деятельности в детском саду. Современные подходы. // Современный детский сад. – М.: Цветной мир, 2015.
- Ковриго, Н. М. Формирование потребности в здоровье и здоровом образе жизни – важная педагогическая задача. Образование и здоровье. – Калуга, 1998. – С. 149–150.
- Николаева Е.И. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. – Спб.: Детство-Пресс, 2014. – 240.
Материал Барс Жанны Анатольевны публикуется в рамках творческой группы “Проектная деятельность в образовательном учреждении”