Тема: УРТУН-ТОЙ (праздник благодарения Природы и освящения урожая)
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности
Задачи:
- Закреплять знания детей об овощах, учить выделять характерные признаки, узнавание овощей на ощупь.
- Развивать логическое мышление и психические функции, формировать мыслительные умения и способности, тренировать у детей внимание, память, восприятие.
- Приобщать детей к культуре хакасского народа, прививать любовь к родному краю, уважение к людям другой национальности.
- Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
Оборудование:
- Мультимедийная система;
- Магнитофон с записью;
- Национальное платье;
- Платок;
- Замок с ключом;
- Сундук;
- Разноцветные ленточки;
- Пучок колосьев;
- Мешок;
- Овощи.
Ход занятия:
Звучит хакасская музыка.
Входит воспитатель в хакасском национальном костюме.
– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Умай, по-хакасски Ымай идже.
– Как вы думаете, кто я?
– Я не просто хакаска, я богиня плодородия, я помогаю взрослым выращивать урожай. Живу я на прекрасной земле, которая зовется Хакасия.
– А вы где живете?:
– Я предлагаю вам вместе посмотреть, как прекрасна наша хакасская земля.
На слайдах картинки с изображением хакасских степей, шамана, курганов.
Читается стихотворение:
Хакасия, любимая моя,
Как я люблю твои просторы,
Прохладные твои леса,
Без края степи, реки, горы.
Могучие и спящие курганы
Историю в веках хранят.
Степной ковыль, цветущие поляны
Секрет бессмертия хранят.
Мы здесь живем
И крепнет год от года
Величие хакасского народа.
– Красива хакасская земля, но беда случилась на ней. Злые духи Тёси похитили священный пучок колосьев под названием хыра-улузи, а без него на хакасской земле никогда не будет праздника урожая Уртун–той.
– Добрые духи подсказали мне, что в вашей группе очень смелые, добрые, отзывчивые и умные дети, это правда? И они обязательно смогут помочь мне отыскать эти священные колосья, чтобы вернуть их хакасскому народу. Поможете?
– Посмотрите на колоски. Потрогайте. Внутри находятся зернышки. Из таких колосков собран пучок колосьев.
– Злые духи спрятали его в тайном месте, попасть в которое, можно лишь пройдя ряд сложнейших испытаний. Вы готовы?
– Что мы будем искать?
– Зачем надо найти пучок колосьев?
– Я сейчас спрошу у духов, где находится первое испытание:
Прай ниме тузында,
Тузы ирт парза, ноо туза!
Прай ниме сининде,
Синирт парза, ноо туза!
Включается экран.
– Вижу священный экран, там находится наше первое испытание.
Игра «Что изменилось»
На экране изображение овощей. С каждым слайдом овощи меняются, нужно найти изменения.
– Посмотрите, что изображено на экране?
– Как можно назвать одним словом?
– Внимательно посмотрите и запомните.
– Что изменилось? Кто догадался, скажите мне по секрету на ушко, чтобы зле духи не услышали.
– А теперь все вместе отгоним злых духов (движения руками, хлопки), скажите вслух, что изменилось на картинке.
– Вы справились с первым испытание, но нам надо двигаться дальше.
– Что мы будем искать?
– Для чего мы его ищем?
– О, духи, помогите нам вернуть пучок колосьев.
– Духи говорят, что второе испытание находится в мешочке. Поищите в группе мешочек (ищут)
– В этом мешочке находятся овощи, но какие это овощи, надо отгадать. Для этого духи послали вам загадки. Вы готовы?
– Тогда первая загадка:
Под землей живет семья:
Мама, папа, деток тьма.
Лишь копни ее немножко,
Вмиг появится … картошка
– А теперь на ощупь найдем отгадку.
– Духи довольны вами, вы молодцы. Вот и вторая загадка:
Кто на свете всех полезней?
Кто спасёт от всех болезней?
Кто обидит нас без рук?
Маленький, коварный … лук
Наши овощи на грядке
Иногда играют в прятки.
Кто там выставил бочок? –
Вкусный овощ … кабачок
– Вы молодцы, вы справились с заданием, духи довольны вами, и я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру. Это старинная хакасская игра «Кто спрятался?»
Игра «Кто спрятался?»
– Вы танцуете, по сигналу отворачиваетесь, садитесь на корточки и закрываете глаза. Я кого-нибудь из вас прячу под платок, а вы должны угадать, кто же там спрятался.
В последний раз под платок прячется ключ от сундука.
– Давайте посмотрим, что там.
– Ключ. А если есть ключ, значит, есть и замок.
– Как вы думаете, что можно открыть этим ключом?
Дети отвечают, предлагают варианты.
– Найдем замочек, к которому подойдет этот ключ.
Дети ищут по группе. Если не найдут.
– Мне кажется, что этим ключом можно открыть какой-то особенный замок. Где же его найти?
– Мне духи подсказывают, что этот ключик от сундука, и что этот сундук здесь, в группе. Давайте посмотрим, где он может находиться.
Ищем сундук, в котором находится пучок колосьев.
– Посмотрите, что здесь находится?
– Да это же пучок колосьев, который мы ищем. Как же будет рад хакасский народ, что вы нашли его.
– На празднике Уртун-той хакасский народ загадывал желания и повязывал на нем цветные ленточки чалома. Так вот, возьмитесь за концы ленточек и загадайте желание.
– Верьте, ребята, и оно обязательно сбудется.
Повязать ленточки на пучке колосьев.
– А теперь давайте возвестим духам, что мы нашли священный пучок колосьев хыра-улузи. А как мы возвестим? Радостным танцем.
На пол ставится пучок колосьев с повязанными лентами чалома, под музыку дети исполняют танец, повторяя движения воспитателя.
– Мы обращаемся к добрым духам. Мы благодарим хозяина пашни за урожай. Мы нашли священный пучок колосьев хыра-улузи и теперь вернем его хакасскому народу. Просим духов исполнить наши заветные желания.
– Ребята, а ведь духи меня не обманули. Вы и в самом деле смелые, добрые, отзывчивые и умные дети. И они велели передать вам в подарок эти украшения.
– Пожелаем нашим гостям здоровья и хорошего урожая.
– А этот пучок колосьев хыра улузи я передам хакасскому народу, и у них начнется настоящий праздник урожая Уртун-Той.