УРТУН-ТОЙ

0
2555

 

 

 

 

 

 

Тема: УРТУН-ТОЙ (праздник благодарения Природы и освящения урожая)

материалы в печатный сборник 

 

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности

 

Задачи:

  • Закреплять знания детей об овощах, учить выделять характерные признаки, узнавание овощей на ощупь.
  • Развивать логическое мышление и психические функции, формировать мыслительные умения и способности, тренировать у детей внимание, память, восприятие.
  • Приобщать детей к культуре хакасского народа, прививать любовь к родному краю, уважение к людям другой национальности.
  • Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

 

Оборудование:

  • Мультимедийная система;
  • Магнитофон с записью;
  • Национальное платье;
  • Платок;
  • Замок с ключом;
  • Сундук;
  • Разноцветные ленточки;
  • Пучок колосьев;
  • Мешок;
  • Овощи.

Ход занятия:

Звучит хакасская музыка.

Входит воспитатель в хакасском национальном костюме.

– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Умай, по-хакасски Ымай идже.

– Как вы думаете, кто я?

– Я не просто хакаска, я богиня плодородия, я помогаю взрослым выращивать урожай. Живу я на прекрасной земле, которая зовется Хакасия.

– А вы где живете?:

– Я предлагаю вам вместе посмотреть, как прекрасна наша хакасская земля.

На слайдах картинки с изображением хакасских степей, шамана, курганов.

Читается стихотворение:

Хакасия, любимая моя,

Как я люблю твои просторы,

Прохладные твои леса,

Без края степи, реки, горы.

Могучие и спящие курганы

Историю в веках хранят.

Степной ковыль, цветущие поляны

Секрет бессмертия хранят.

Мы здесь живем

И крепнет год от года

Величие хакасского народа.

– Красива хакасская земля, но беда случилась на ней. Злые духи Тёси похитили священный пучок колосьев под названием хыра-улузи, а без него на хакасской земле никогда не будет праздника урожая Уртун–той.

– Добрые духи подсказали мне, что в вашей группе очень смелые, добрые, отзывчивые и умные дети, это правда? И они обязательно смогут помочь мне отыскать эти священные колосья, чтобы вернуть их хакасскому народу. Поможете?

– Посмотрите на колоски. Потрогайте. Внутри находятся зернышки. Из таких колосков собран пучок колосьев.

– Злые духи спрятали его в тайном месте, попасть в которое, можно лишь пройдя ряд сложнейших испытаний. Вы готовы?

– Что мы будем искать?

– Зачем надо найти пучок колосьев?

– Я сейчас спрошу у духов, где находится первое испытание:

Прай ниме тузында,

Тузы ирт парза, ноо туза!

Прай ниме сининде,

Синирт парза, ноо туза!

Включается экран.

– Вижу священный экран, там находится наше первое испытание.

Игра «Что изменилось»

На экране изображение овощей. С каждым слайдом овощи меняются, нужно найти изменения.

– Посмотрите, что изображено на экране?

– Как можно назвать одним словом?

– Внимательно посмотрите и запомните.

– Что изменилось? Кто догадался, скажите мне по секрету на ушко, чтобы зле духи не услышали.

– А теперь все вместе отгоним злых духов (движения руками, хлопки), скажите вслух, что изменилось на картинке.

– Вы справились с первым испытание, но нам надо двигаться дальше.

– Что мы будем искать?

– Для чего мы его ищем?

– О, духи, помогите нам вернуть пучок колосьев.

– Духи говорят, что второе испытание находится в мешочке. Поищите в группе мешочек (ищут)

– В этом мешочке находятся овощи, но какие это овощи, надо отгадать. Для этого духи послали вам загадки. Вы готовы?

– Тогда первая загадка:

Под землей живет семья:
Мама, папа, деток тьма.
Лишь копни ее немножко,
Вмиг появится … картошка

– А теперь на ощупь найдем отгадку.

– Духи довольны вами, вы молодцы. Вот и вторая загадка:

Кто на свете всех полезней?
Кто спасёт от всех болезней?
Кто обидит нас без рук?
Маленький, коварный … лук

Наши овощи на грядке
Иногда играют в прятки.
Кто там выставил бочок? –
Вкусный овощ … кабачок

– Вы молодцы, вы справились с заданием, духи довольны вами, и я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру. Это старинная хакасская игра «Кто спрятался?»

Игра «Кто спрятался?»

– Вы танцуете, по сигналу отворачиваетесь, садитесь на корточки и закрываете глаза. Я кого-нибудь из вас прячу под платок, а вы должны угадать, кто же там спрятался.

В последний раз под платок прячется ключ от сундука.

– Давайте посмотрим, что там.

– Ключ. А если есть ключ, значит, есть и замок.

– Как вы думаете, что можно открыть этим ключом?

Дети отвечают, предлагают варианты.

– Найдем замочек, к которому подойдет этот ключ.

Дети ищут по группе. Если не найдут.

– Мне кажется, что этим ключом можно открыть какой-то особенный замок. Где же его найти?

– Мне духи подсказывают, что этот ключик от сундука, и что этот сундук здесь, в группе. Давайте посмотрим, где он может находиться.

Ищем сундук, в котором находится пучок колосьев.

– Посмотрите, что здесь находится?

– Да это же пучок колосьев, который мы ищем. Как же будет рад хакасский народ, что вы нашли его.

– На празднике Уртун-той хакасский народ загадывал желания и повязывал на нем цветные ленточки чалома. Так вот, возьмитесь за концы ленточек и загадайте желание.

– Верьте, ребята, и оно обязательно сбудется.

Повязать ленточки на пучке колосьев.

– А теперь давайте возвестим духам, что мы нашли священный пучок колосьев хыра-улузи. А как мы возвестим? Радостным танцем.

На пол ставится пучок колосьев с повязанными лентами чалома, под музыку дети исполняют танец, повторяя движения воспитателя.

– Мы обращаемся к добрым духам. Мы благодарим хозяина пашни за урожай. Мы нашли священный пучок колосьев хыра-улузи и теперь вернем его хакасскому народу. Просим духов исполнить наши заветные желания.

– Ребята, а ведь духи меня не обманули. Вы и в самом деле смелые, добрые, отзывчивые и умные дети. И они велели передать вам в подарок эти украшения.

– Пожелаем нашим гостям здоровья и хорошего урожая.

– А этот пучок колосьев хыра улузи я передам хакасскому народу, и у них начнется настоящий праздник урожая Уртун-Той.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь