Создаем цветные чудеса на занятиях по рисованию

0
1293

 

Изобразительная деятельность в детском саду помогает ребенку лучше выражать свое «я». Задача воспитателя — не столько сделать из малыша второго Малевича или Церетели, сколько помочь ему лучше понять мир, приобрести полезные навыки, проявить широту фантазии, а также научиться сосредотачиваться на конкретном деле.

Издательство «Творческий Центр Сфера» представляет серию пособий по изобразительной деятельности Елены Шакировой «Цветные чудеса». Эти книги помогут воспитателям интересно провести занятие, а дошкольникам — раскрыть свою индивидуальность с помощью рисования.

Программа создана на основе экспериментальных занятий в МБДОУ «Детский сад № 155» г. Иваново и рассчитана на 4 года обучения. Автор уделяет особое внимание познавательному развитию ребенка через изобразительное искусство. По мнению Елены Шакировой, на занятиях по рисованию ребенок закрепляет знания об окружающем мире, получая не только творческое, но интеллектуальное развитие. В этом и заключается новизна программы «Цветные чудеса». Осень – замечательная пора, чтобы начать создавать цветные чудеса. Предлагаем вам подробнее познакомиться с серией по изобразительной деятельности. Она включает 4 книги, ориентированные на разный возраст детей.

Пособие «Цветные чудеса» для младшей группы раскрывает специфику занятий художественным творчеством с детьми 3- 4 лет. Учеными установлено, что для детей младшего дошкольного возраста рисование связано с экспериментированием, а значит, взрослому нельзя заставлять ребенка выполнять рисунок по образцу — это приведет к потере интереса. Поэтому важно применять не только классические приемы организации занятий изобразительной детальностью, но и нетрадиционные техники.

На страницах пособий приводится подробное описание разнообразных техник и художественных материалов. Для раскрытия творческого потенциала детей  автор предлагает применять такие техники, как рисование мятой бумагой, штампами или ватными палочками.

материалы в печатный сборник 

Программа для младших дошкольников состоит из нескольких тематических модулей: «Осенние цветы», «В мире животных», «В мире людей», «Родная культура», каждый из которых будет расширять знания детей и повышать их познавательную активность. К примеру, изучая модуль «Хочу все знать», дошкольники приобретут начальные знания о планете Земля и космонавтике. Автор отмечает, что все темы подобраны с учетом интересов детей, возрастной специфики и отражают сезонные изменения и основные события календаря.

Пособие содержит учебно-тематический план организации художественной деятельности дошкольников. Например, в сентябре предлагаются диагностические занятия, позволяющие определить исходный уровень развития изобразительных умений и навыков детей, их творческих проявлений. Во время этих занятий дети нарисуют осенние цветные листочки, рябинку и мухомор.

Пособие «Цветные чудеса» для средней группы описывает специфику занятий художественным творчеством с детьми 4 – 5 лет. В этом возрасте дошкольники обладают развитой фантазией, могут придумать интересный сюжет, новых персонажей, оригинальные способы изображения, поэтому педагогу важно иметь гибкое целеполагание. Оно выражается в отсутствии четкого следования обозначенной теме рисунка и поощрении желания детей выйти за ее рамки. Это не значит, что если запланировано рисование ежика, ребенок может нарисовать машинку. Здесь имеется в виду развитие сюжета в рамках заданной темы: пусть это будет не просто еж, а семья ежей, деловой еж и т.д.

Программа по изобразительной деятельности для дошкольников средней группы состоит из тематических модулей: «Осенние цветы», «В мире животных», «В мире людей», «Родная культура». Цель работы — продолжение интеллектуального и общекультурного развития ребенка. К примеру, занятия по модулю «В мире людей» предполагают работу по формированию основ безопасного поведения на дороге. Дети познакомятся с сигналами светофора и их значением, уточнят знания о видах транспорта, оценят красоту ночного города с его огнями и мигающими светофорами. Свои эмоции маленькие художники выразят в рисунках, закрепив навыки работы в техниках «восковые мелки + акварель», «печать мятой бумагой».

Пособие содержит учебно-тематический план организации художественной деятельности дошкольников. Например, в октябре педагогу предлагается продолжить знакомить детей с осенью как красивым временем года и закрепить навык рисования деревьев.

Пособие «Цветные чудеса» для старшей группы отражает специфику занятий художественным творчеством с детьми 5 – 6 лет. В этом возрасте дошкольники могут уже рисовать продолжительное время. Они используют в рисовании свой опыт и навыки, уверенно выполняя рисунки в различных нетрадиционных техниках. Еще одна особенность детей старшего дошкольного возраста – повышенная интеллектуальная активность. У них возникает много вопросов. Для решения этой задачи в программе «Цветные чудеса»  есть тематические блоки, связанные с изучением природных зон и животных, обитающих в них, народных традиций.

На страницах пособия приводится обзор нетрадиционных техник и художественных материалов. Этот список  включает новые приемы рисования по сравнению с пособием «Цветные чудеса» для младшей группы дошкольников. К примеру, дошкольникам предлагается попробовать новую технику под названием «ниткография». Это вид искусства, где в качестве основных изобразительных средств используются линии и штрихи, то есть получается рисовать нитью. Главная задача художника – ниткографиста: найти в петлях и крючках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно распознать и использовать в рисунках.

Учебно-тематический план организации художественной деятельности дошкольников предполагает расширение знаний детей о пустыне, полярных животных и создание условий для рисования слона, жирафа, зебры.

Пособие «Цветные чудеса» для подготовительной к школе группы описывает специфику занятий художественным творчеством с детьми 6—7 лет. В старшем дошкольном возрасте важно обеспечить самостоятельность ребенка и предоставить ему творческую свободу, поэтому в программе предусмотрены занятия с выбором техники и способа рисования по желанию ребенка.

Программа для подготовительной к школе группы содержит тематические модули, аналогичные приведенным в предыдущих пособиях. Все занятия основаны на материале прошлых лет обучения и будут способствовать развитию и закреплению имеющихся знаний и навыков. Важно сказать, что в программу добавляются творческие занятия, в которых рисование сочетается с «путешествием» по странам. Так, в рамках учебно-тематического плана дети познакомятся с национальными символами Индии, Испании и Японии и придумают свои сюжеты на эти темы.

Отдельно стоит сказать, что в каждой книге «Цветные чудеса» автор рассказывает об особенностях организации выставки детских рисунков, отмечает, как важно представить работы всех детей, посещающих занятия, а также объяснить родителям, что рисунок полностью создан ребенком и уже этим хорош.

Серия пособий Елены Шакировой «Цветные чудеса» — замечательные издания, которые должны быть в библиотеке современного педагога по изобразительному искусству, потому что они открывают нестандартный взгляд на занятия по рисованию и дарят вдохновение.

 

****

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь