Современная сюжетно-ролевая игра как средство формирования социального опыта ребенка 6-7 лет

0
3013

Прокофьева Ирина Олеговна
воспитатель
МБДОУ детский сад № 6 комбинированного вида
г. Белгорода

 

Тема: «Современная сюжетно-ролевая игра как средство формирования социального опыта ребенка 6-7 лет»

 

Свое выступление я бы хотела начать со слов Антона Семеновича Макаренко «Каким ребенок есть в детской игре, таким он будет человекам во взрослой жизни».

Детские игры отличаются большим разнообразием. Но особое место в жизни ребенка занимает сюжетно-ролевая игра, так как только она включает в себя имитацию чего-либо поведения, элементы фантазии, новый способ взаимодействия. В ролевых играх также проверяют, уточняют свои социальные знания, готовятся к будущей жизни.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игровая деятельность вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование детского общества. В игре, как в ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста, активно формируется или перестраиваются психические процессы.

Рекламное сообщение     

Показательным в этом контексте является тот факт, что в процессе игры ребенок не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека («Я – космонавт», «Я – мама», «Я – доктор»), но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя, и отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых.

Организация сюжетно-ролевой игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на нее, поэтому воспитателю очень важно правильно её организовать, не нарушая детского творчества. Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать за детьми, понять их игровые замыслы, их переживания.

Особенно сложна роль педагога в ходе развития сюжета игры. Во время подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, когда сюжет игры только намечается, педагог с уважением относится к замыслу участников, может давать им советы, руководить их поведением, как взрослый детьми. Иное дело в ходе игры, когда неосторожным вмешательством можно разрушить созданный ребенком образ. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно играть, т. к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.

Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в нее всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает в них уверенность в своих силах. При непосредственном участии в играх, часто совсем не главную, эпизодическую роль занимает воспитатель. Но и в этой роли можно незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды, о которых дети сами раньше не догадывались. Например, в роли зрителя в театре спрашивать, где продаются билеты, и таким образом наводить на мысль сделать кассу; как покупатель в магазине спрашивать о таких товарах, которые продавцы еще не приготовили – завтра они наверняка появятся на прилавке.

Организация игровой деятельности была направлена на решение определенных задач:

Образовательные:

  • Закреплять знания детей о деятельности людей разных профессий: врач, продавец, повар, водитель и др.;
  • Расширять представления о различных специализациях: врач-окулист, врач-педиатр и др., повар-кондитер; продавец-кассир, продавец-консультант и т.д.

3) Расширять знания детей о трудовых действиях, оборудовании, орудиях   труда.

Развивающие:

  • Развивать умения пользоваться выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты), в том числе языковыми;
  • Развивать речь и коммуникативные навыки, обогащать активный словарь.
  • Продолжать развивать игровой опыт и игровые умения;
  • Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры;
  • Развивать интерес и уважение к разным профессиям, людям труда.

Воспитательные:

  • Воспитывать дружеские отношения, навыки коммуникативного взаимодействия;
  • Воспитывать навыки социального поведения в современном обществе.
  • Следующим моим этапом была предварительная работа, я провела предварительную работу с участием родителей:

Предварительная работа:

  1.  Оформление альбома с рассказами родителей «Моя работа»;
  2.  Использование технология «Гость группы»;
  3.  Рассматривание фотоиллюстраций «Наши папы и мамы трудятся»;
  4.  Аппликация «Коллаж профессий»;

Беседа «Кем я хочу стать», «Как я с мамой ходил на прием к врачу», «Как я помогаю взрослым» и др.

Д/и: «Кому что нужно для работы», «Что мы видели, не скажем, а что делали – покажем», «Для чего эти предметы» и др.

Экскурсии (целевые прогулки) по территории ДОУ и за пределами: «Медицинский кабинет», «Кухня», «Магазин», «Библиотека», «Музей» и др.

Заучивание стихотворений А. Александровой «В школу», В. Берестов «Считалочка», С. Михалкова «А что у вас?» и др.

ИКТ-технологии: познавательные видеофильмы, презентации, мультфильмы (серия видеороликов «Галилео», «Профессии для детей», «Все профессии важны», «Загадки про профессии», «Смарта и чудо-сумка» (серия обучающих мультфильмов «Смарта»), «Калейдоскоп профессий и др.).

Чтение литературы: С. Маршака «Первое сентября», Б. Житков «Обвал», С. Маршак «Ледяной остров», В. Осеевой «Волшебное слово» и др.

Оформление РППС (костюмы, атрибуты и т.д.).

После чего дети сами выбрали и распределили:

  • игровой замысел;
  • сюжет;
  • содержание игры;
  • роли;
  • игровые действия.

В сюжетно-ролевой игре приняла участие вся группа, некоторые дети даже выбрали по две роли.

Главными героями в сюжетно-ролевой игре, были две семьи, которые отправились в торгово-развлекательный центр. В ТРЦ семьи могли посетить «Салон красоты», «Турагентство», «Магазина игрушек», ресторан быстрого питания «KFC», «Аптеку», магазин «Пятерочка», воспользоваться услугами банкомата.

Каждый игровой сюжет представлен на слайдах более подробно: указаны игровые роли, необходимое для каждой игровой роли оборудование. Выполнение игровых действий осуществлялось по задумке и согласованию самими детьми. Роль педагога при организации такого рода игровой деятельности заключается в опосредованной помощи старшим дошкольникам.

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

 

Скачать (PDF, 3.45MB)

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь