РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЯКУТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР

Афанасьева Ньургустана Гаврильевна

воспитатель

МБДОУ ЦРР – Д/с №7 «Остров сокровищ»

Республика Саха (Якутия), г. Якутск

 

РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЯКУТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР

 

Рекламное сообщение

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях активно проводится работа по введению новых технологий обучения  по изучению родного языка, культуры народа, где основными компонентами становятся этнокультурные традиции воспитания молодого поколения: родной язык, фольклор, культура, ценностные ориентации народа, традиционные виды труда, народные игры.

В традиционной среде ребенок проживает и накапливает свой социальный опыт, приобщается к этнокультурным традициям в большей степени через игровую деятельность. Когда образовательная деятельность интегрируется посредством игры по опыту народного воспитания, то такая деятельность становится привлекательной для ребенка, и ребенок осознанно, активно участвует в ней, психологически и комфортно раскрывается, получает эмоциональную удовлетворенность, проявляются чувства принадлежности к родному народу. Именно на этой основе ребенок начинает развиваться и все это позволяет заложить основу в развитии личностных достижений, чего требует сегодня федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Для детей, у которых якутский язык является родным языком, мы в своей работе часто используем национальные игры, якутские и малых народностей севера. Например, используем сюжетные игрушки, сделанные из тальника «коров» (якутские), «оленей» (эвенские), в этих играх в большей степени приобретается социальный опыт детей. Они узнают традиционную хозяйственную деятельность якутского народа, несомненно, обогащается речь, словарь детей.

Якуты любят подвижные игры, отличительным признаком которых является разнообразие движений. В них накапливается и умножается сила, вырабатывается ловкость, выносливость, настойчивость, координируются движения, быстрота, точная реакция на изменения, проявляются находчивость и сообразительность. Эти качества необходимы для проживания в условиях Крайнего Севера, без них прожить в суровых условиях сложно или где-то невозможно. Все эти качества воспитывали подвижные игры, и поэтому, особое значение народы Севера придавали национальным играм. У якутов распространены такие национальные виды спорта, как мас тардыһыы (перетягивание палки), якутские национальные прыжки: кылыы, ыстаныы и куобах, хапсаҕай, а также различные традиционные игры. Все эти игры активно используются педагогами для физического развития и воспитания детей дошкольников.

Народные танцы и песни являются не только средством эстетического развития, но и решают много образовательных и развивающих задач. Якутский хороводный танец «Осуохай» имеет свою своеобразность. Известно, что он распространен не у всех народов, сильно отличается и от русского хоровода, и от бурятского ёхора. «Осуохай» очень популярен у народа саха, не зря в 2012 году, во время празднования праздника лета – ысыах в городе Якутске, был установлен мировой рекорд, по самому массовому круговому танцу «осуохай», в котором приняли участие 15 293 человек. Именно с таких моментов начинает развиваться чувство гордости за свою малую Родину, за свой народ. Танец «осуохай» в нашей группе используется как своего рода утренний мотивирующий момент на дальнейшую деятельность в детском саду. Дети рука об руку танцуя в хороводе танец, поют о дружбе, о новых знаниях, о добре и мире, тем самым задают положительный тон на весь день.

Также своеобразны и неповторимы якутские национальные игрушки. Игры и игрушки являются первыми средствами воспитания у всех народов. Якутский игровой инвентарь достаточно прост, так как в древние времена якутский народ жил просто, без больших излишеств и игрушки мастерились в основном из бытовых отходов. Например, это мячи из конского волоса, фигурки животных и людей из обработанных костей животных и др. Популярны были поделки из природного материала. Исторический обзор развития якутских народных игр, свидетельствует о том, что использование народных игр в воспитательных целях на ранних ступенях развития общества было связано с производительным трудом, особенностями системы воспитания, народными традициями. Хотя современная жизнь вносит свои коррективы в игровое пространство детей, но все же, дети с удовольствием играют игрушками предков, перенимают опыт предыдущего поколения, развивая те же навыки и умения, которые имели их бабушки и дедушки, родители. Игрушки из дерева «тыксаан», «хабылык», «хаамыска» – не только развитвиют мелкую моторику рук, активизируют мыслительные процессы, но и являются очень азартными, интересными настольными играми.

В национальных играх народа Саха объективно сочетаются три очень важных фактора:

  • Дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать;
  • Получают моральное и эстетическое удовольствие от этой деятельности;
  • Углубляют познания окружающей их среды.

Известный этнопедагог Г.Н. Волков пишет: «Игры в жизни детей играют настолько колоссальную роль, что невозможно переоценить их значение. Игровое отношение – это не только настроение, но и особое состояние души, влияющее, может, и на характер. Игра ведет к групповым интересам и взаимодействиям, межличностным отношениям, богатому общению. Это – лучшая из школ жизни».

Список литературы:

  1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006
  2. «Национальные детские игры» – ГУ «Институт развития образования» МО РС(Я) ГОУ ВПО «Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова» Педагогический институт, Якутск 2009г.
  3. «Игрушка Якутии (прошлое, настоящее, будущее)» – МО РС(Я) ИПКРО Якутск 2001г.
  4. Национальные виды спорта – изд. «Советская Россия» 1976г.
  5. «Чөмчүүк саас» – научно-методический журнал

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь