«Развитие логики у детей с РАС»

1
3400

Консультация

Данилова Елена Николаевна,

воспитатель

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное

учреждение детский

сад №67 «Аистёнок»

материалы в печатный сборник 

Старооскольского городского округа

Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений.  Наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли.
Поэтому важно развивать у ребенка-дошкольника умение логически мыслить, анализировать и синтезировать информацию, делать выводы и умозаключения, обобщать и конкретизировать, классифицировать представления и понятия, и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания, но все иначе происходит у детей с РАС.
Восприятие и переработка информации у аутичных детей происходят особым образом. Им очень трудно быть гибкими и взаимодействовать с меняющимися обстоятельствами, смотреть на вещи с разных сторон. Вырабатывающиеся навыки жестко связаны для них с ситуацией обучения. Они и воспроизводят его так, как усвоили, и с трудом используют в другой ситуации. Им трудно самим сопоставлять усвоенные знания, связывать их со своим жизненным опытом. Знания и опыт лежат как будто в разных ячейках сознания и не взаимодействуют друг с другом.

Аутисты сложно воспринимают все новое. Они могут обучаться, но в приемлемом для себя ритме. Если вдалбливать в них знания, ничего не выходит. Аутист возводит вокруг себя «стену» для защиты от негативных ощущений и переживаний, вызванных контактом с внешним миром. Его нельзя оттуда вытаскивать силой — но можно выманивать, создавая ситуацию максимального благоприятствования. Только то, что аутист сделает по желанию, а не под давлением, станет его собственным опытом, которым он будет пользоваться в дальнейшем».

Демонстрируя особенности логики аутистов, И. Шпицберг приводит забавный пример: «если спросить человека с аутизмом, как его зовут, он может подумать: «Кого зовут? Меня не зовут. Кого-то звали вчера. Вчера я был на железнодорожной станции. Там был большой зеленый поезд», — и ответить: «Зеленый поезд».

Словесно-логическое мышление – это мышление, оперирующее понятиями. Оно представляет собой генетически поздний формирующийся вид мышления.   Во всех видах мышления встречаются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Характеризуя тот или иной вид мышления, всегда имеют в виду, как протекают у человека эти мыслительные операции. У большинства детей с РАС даже к концу обучения отмечается существенное недоразвитие этой высшей формы мыслительной деятельности. Таким образом, мышление у детей с ранним детским аутизмом имеет свои специфические особенности и отличается рядом характерных черт. У таких детей нарушены реакции на слуховые и зрительные раздражители. Обычно затруднено понимание речи. Наблюдается расстройство в социальном использовании устной речи и языка жестов.

Когда ребенок научится играть в  игры в разной обстановке с другими детьми и педагогом, следующий шаг — научить его логически оперировать идеями.      Когда ребенок научится творчески использовать идеи,  мы должны будем подтолкнуть его к логическому мышлению и осмыслению вещей и явлений, каков бы ни был при этом его возраст (у детей с нормальным развитием эта стадия обычно наступает между тремя и четырьмя годами, но у детей с РАС она может начинаться и позже).  Этот этап основан на том, чем ребенок уже занимается; взрослый помогает ребенку не только порождать идеи, но и понятно их выражать, чтобы адекватно отвечать на то, что говорят и делают другие. Когда дети осваивают ответы на вопросы «почему», это служит признаком того, что они уже способны легко связывать идеи друг с другом. Детям с РАС это порой дается тяжело из-за нарушений обработки слуховой информации. Поэтому педагог или помощник должен их стимулировать и повышать их мотивацию. Они будут заниматься тем же, что и раньше, — от ролевых игр до двигательных упражнений и участия в общих делах, вроде полдника и уборки, но теперь элементом любого занятия будут диалоги, и педагог будет постоянно добиваться от детей, чтобы они логически связывали свои слова с его словами. Их отношения должны строиться не на принципе «Делай, как я говорю» или «Работай тихо»,  а  скорее, «Давай обсудим»; нам нужна активная живая атмосфера со счастливыми детьми, которые постоянно разговаривают, связывая свои идеи с идеями ребёнка, чтобы по-прежнему следовать за ребенком, но побуждать его теперь к развитию и расширению выдуманных сюжетов, и затем — к перебрасыванию мостов между идеями. Способствуйте тому, чтобы ребенок отвечал подробно и логично. Побуждайте его просто больше болтать, активнее использовать воображение и говорить осмысленно.

Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения: «Систематизация», «Подбери слова», «Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу». «Четвертый лишний», «Придумывание недостающих частей рассказа», «Загадки и логические задачи, головоломки».

Работа с детьми с расстройством аутистического спектра требует терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения педагогических проблем. Четкая «пошаговость» обучения, точно проработанная система подкреплений и помощи педагога позволяют делать обучение безошибочным для аутичного ребенка.

Материал прислан на региональный очный конкурс «Веселая логика»

 

Понравилась конкурсная работа?

Не забудьте нажать кнопочки соцсетей

и оставить комментарий!!!

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Спасибо за статью. Без единогго лишнего слова. Это как краткая методичка для работы с детьми с РАС. В ней есть и особенности развития интеллекта таких детей и отличные рекомендации, как с ними взаимодействовать

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь