Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

0
2349

Неустроева Наталья Яковлевнавоспитатель первой категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Харыйачаан» с.Усть –Таатта МР «Таттинский улус» Республика Саха (Якутия)

«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Цели и задачи

Цель: проанализировать развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Задачи:

  1. Изучить психологию мышления детей старшего дошкольного возраста.

2. Рассмотреть дидактическую игру как средство развития логического мышления детей.

3. Разработать практические рекомендации для педагогов и родителей

Рекламное сообщение     

Актуальность:

· Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка.

· В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей.

· Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание

· Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова.

· Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода к школьному обучению.

Выделяются три вида мышления

ü Предметно-действенное мышление – 2,5-3 года, является ведущим до 4-5 лет.

ü Наглядно-образное мышление – с 3,5-4 лет, ведущее до 6-6,5 лет.

ü Словесно-логическое мышление – формируется в 5,5-6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.

Формы мышления

Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Суждение

ü истинное и ложное

ü общее, частное и единичное

ü утвердительное и отрицательное

Понятие:

ü житейское

ü научное

Умозаключение:

ü индуктивное

ü дедуктивное

ü умозаключение по аналогии.

Мыслительные операции

Мышление – очень сложный процесс, включающий несколько видов психической деятельности.

· Анализ

· Синтез

· Сравнение

· Обобщение

· Абстрагирование

· Конкретизация

· Классификация

Логическое мышление и дидактическая игра

Ø Логическое мышление – это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов.

Ø Лучше всего привычку логично думать прививать ребенку с дошкольного возраста, но не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому. В этом поможет дидактическая игра.

Ø Дидактическая игра делает процесс обучения легким, занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

Средства развивающие логическое мышление

· Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.

· Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.

· Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности.

· Загадки.

· Задачи – шутки.

· Игры-головоломки.

· Игры с счетными палочками.

· Разгадывание ребусов.

· «Неправильные» сказки.

Развивающая среда

В группе создана развивающая среда, выделен специальный стеллаж с наличием дидактических игр по развитию логического мышления.

Из них я представляю вам свою авторскую игру «Корова в огороде»

Цель: развивать детей зрительное восприятие, произвольное внимание, память, вызывать интерес к игре. Ознакомить детей с разнообразием овощных культур, привить бережное отношение природе и к животным. Формировать пространственное мышление и воображение.

Задача: развитие игровой деятельности детей (социализация), развитие свободного общение со взрослыми и с детьми (коммуникация)

Сенсорное развитие, расширение кругозора детей развитие познавательной деятельности. Развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Формирование первичных представлений о труде взрослых. Развитие продуктивной деятельности детей.

Материал:

Плоские пластины из глины, с рельефно-налепленными формами и фигурами. Акриловая краска.

Правила игры: Количество игроков 2-3. Нужно «отогнать» корову из дальнего угла поля на финишной квадратике, пока она не «съела» весь огород. Надо пройти по полю, передвигая квадратики, рассказывая о встречающихся в пути овощных культурах. Выигрывает тот, кто быстрее придет к финишу с наименьшими количествами съеденных овощей.

Работа с родителями

• Знакомство родителей с содержанием работы по программе.

• Разработка консультаций для родителей по данной теме.

• Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала (подбор иллюстраций).

• Рекомендации для родителей по использованию литературы.

Заключение

• Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.

• Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер.

• Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь