Сибирякова Айталина Семеновна, воспитатель первой категории МБДОУ ЦРР Детский сад «Кунчээн» с. Дябыла МО Чурапчинский улус (район) Республика Саха (Якутия)
Материал с портала «Мир дошколят»
Книжка своими руками «Наши загадки»
Работа любого педагога-дошкольника тесно связана с разнообразным литературно-фольклорным наследием: сказками, загадками, пословицами и поговорками, потешками, играми. Загадки, как один из видов фольклорного жанра, существуют с глубокой древности. В загадке в сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Работа по развитию у детей навыков речи немыслима без использования на практике загадок. Доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.
Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость от процесса и результата этого своеобразного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы умозаключения. Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Предметность, конкретность загадки, направленность её на детали жизни делают загадку отличным приёмом воздействия на детский ум.
Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Предметность, конкретность загадки, направленность её на детали жизни делают загадку отличным приёмом воздействия на детский ум. Загадка ставит перед ребёнком вопросы: что? Откуда? Что из чего делается? Что чему служит? Она ставит перед ребёнком то одной то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения. Педагогическая значимость загадок несомненна: они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать красоту знакомых обыденных предметов и явлений
Хочу представить вашему вниманию самодельную книгу «Наши загадки». Когда год 2015 был объявлен годом Литературы, в нашем садике проводились многие мероприятия, наряду с этим, я решила создать совместную с детьми самодельную книгу.
Цель: Закрепление знаний о национальной культуре, посредством загадок, формирование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
У всех народов свой язык, культура, национальная одежда, кухня… Ведь одной из важнейших задач развития личности ребенка является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений. Вот поэтому я не долго думая, решила сделать книгу именно на региональный компонент. Ведь сохранение истории определяет будущее нашего народа, через народное творчество ребёнок может последовательно развиваться, может проявлять свои неограниченные умения и фантазию. Загадки нашей книги придумали сами дети. Получились у нас 11 загадок: про национальную посуду, музыкальный инструмент, жилище наших древних якутов и т.д. А листочки книг я сшила из разноцветного габардина. А все отгадки – из разных тканей и материалов. Я использовала наши якутские узоры, атласные ленточки, бусинки, колокольчики, бляшки, конские волосы. Отгадки у нас все на липучках, чтоб ребенок отгадав загадку, сам прикреплял на страничку.
·Салама – шнур из конского волоса для обрядовых церемоний
·Олбох – подстилка, почетное место для уважаемых гостей
·Кытыйа – деревянная чаша
·Камелек – очаг для огня
·Чорон – деревянный кубок для кумыса
·Туесок – берестяное ведерко с крученым волосяной ручкой для сбора ягод
·Хомус – национальный музыкальный инструмент
·Балаган – зимнее, летнее жилище наших древних якутов
·Дэйбиир – махалка из конского хвоста для отпугивание комаров
·Сэргэ – по старинному понятию – это коновязь, а сейчас для якутов символ счастья
·Чепрак – украшение для седла лошади
А потом можно усложнить задание, ребята сами могут придумать свои загадки, стихи, а также могут описать, рекламировать и т.д.
Вот так же можете сделать свою самодельную книгу на любую тему.
Список литературы:
- Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
2. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми. // Дошкольное воспитание – 1993 – №7
3. Хабарова О. В. Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / О. В. Хабарова, С. В. Алешкина, Е. А. Гончарова // Молодой ученый. — 2012. — №6.