Развитие двигательной активности у детей с тяжелыми нарушениями зрения посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования

0
1042

Агаркова Т. В.,
воспитатель,
Бирюкова В. В.,
воспитатель,
Свиридова Ж.А.,
учитель – дефектолог 
(тифлопедагог)
МБДОУ д/с комбинированного
 вида № 6 г. Белгорода

 

Работа в творческой группе
«Физкультурно-оздоровительная работа с детьми»

 

Развитие двигательной активности у детей с тяжелыми нарушениями зрения посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования

 

Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Во многих семьях, в которых растет незрячий или слабовидящий ребенок зачастую создается излишне щадящий двигательный режим, следствием чего, дети длительное время находятся в статичном состоянии: сидят, лежат, мало ходят и, тем более, бегают. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

Рекламное сообщение     

         В результате недостаточной двигательной активности у незрячих и слабовидящих детей может нарушаться осанка, походка, функция равновесия, координация, точность, скорость и ритм движений, развивается плоскостопие. Вследствие этих изменений в физическом состоянии, дети быстро устают, снижается желание играть, общаться. Правильно организованная двигательная активность незрячего или слабовидящего ребенка в семье, а в дальнейшем в дошкольном учреждении, в школе, позволит предупредить возникновение вторичных отклонений, а если они возникли – компенсирует нарушенные функции. При разработке рационального двигательного режима важно обеспечить удовлетворение в биологической потребности детей в двигательной активности, но и спланировать ее содержание, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возраста, индивидуальных особенностей детей с тяжелыми нарушениями зрения, их уровнем двигательной активности, режима.

         В нашем детском саду функционирует группа для детей с тяжелыми нарушениями зрения, которую посещают незрячие и слабовидящие дети. С первых дней ее существования все педагоги, участвующие в коррекционно – развивающем процессе, стремятся к созданию оптимального двигательного режима, включающего тщательно продуманное проведение прогулок, подвижных игр, использование общеразвивающих и специальных физических упражнений.

         Безусловно, одним из путей преодоления недостаточной двигательной активности незрячих и слабовидящих детей в дошкольном учреждении является активная форма проведения любой образовательной деятельности и коррекционно – развивающих занятий. Для этого все наши педагоги стремятся:

– сократить длительное статичное положение ребенка;

– увеличить рабочее пространство для каждого из детей, используя пространство музыкально – спортивного зала, участка детского сада;

– оптимизировать двигательную активности на занятиях, связывая ее с ходьбой, сменой положения тела;

– изготовить нестандартное физкультурное оборудование, адаптированное для использования в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями зрения

         Успех занятий физической культурой с незрячими и слабовидящими дошкольниками в полной мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм, методов, приемов индивидуального подхода к детям. Для занятий с детьми с тяжёлыми нарушениями зрения так же используется нестандартное оборудование. Эти пособия вносят в каждое занятие элемент необычности, вызывают интерес детей, желание поиграть с ними. Использование этого оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с детьми, имеющими различную зрительную патологию, подготовить их к выполнению других, более сложных движений, упражнений, заданий.

         Использование яркого нестандартного оборудования в процессе образовательной деятельности, в ходе коррекционно – развивающих занятий, при организации режимных моментов, а также в совместной и самостоятельной деятельности способствует развитию двигательной активности детей с тяжёлыми нарушениями зрения, закреплению достижений коррекционно-развивающей работы:  развитию зрительного и осязательного восприятия, тактильно – двигательной чувствительности, пространственной ориентировки, мелкой и общей моторики, активизации зрительных функций.

          Воспитанники нашей группы очень любят играть в мяч – необычный, «волшебный» – звенящий мяч. Его можно катать, передавать друг другу, подбрасывать, сбивать предметы или ударять о стену и ловить его и т.д. Приведем примеры игр со звенящими мячами.

«Бросаю – лови»

         Играющие становятся в круг. Руководитель – в середине. Называя по имени игрока, руководитель бросает мяч, предварительно сказав: «Бросаю – лови». Игрок должен поймать хорошо озвученный мяч и бросить его обратно, ориентируясь на хлопки руководителя. Каждому игроку отдельно нужно показать, как ловить и бросать мяч, чтобы руки не были напряжены (обычная ошибка играющих).

«Охотники и утки»

         Подготовка: на площадке выкладываются два круга (или другая форма) один в другом, один d – 3-5 м, другой d – 5-8 м. Участники делятся на две команды: утки и охотники. Утки, надев браслеты, становятся в маленький круг, охотники с двумя хорошо озвученными мячами – на краю большого круга.

         Игра: по сигналу руководителя охотники бросают мячи, стараясь осалить им уток. Утки увертываются, приседают, бегают, но только в пределах малого круга. Утка, до которой дотронулся мяч, выходит из игры. Охотники не могут бросать мяч, находясь внутри большого круга. Таким же образом, но, по-другому оформив площадку (2 линии у противоположных сторон – охотники, выделенная средняя часть – зайцы), проводится игра «Зайцы и охотники».

           В ходе утренней гимнастики, на занятиях по физической культуре, мы активно используем упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия, для развития дыхательной системы.

Наши ребята учатся ходить по узким дорожкам, веревке, бревну, мостику и т.п. Эти упражнения особенно нравятся детям, так как тактильно – двигательные ощущения всегда вызывают у них положительные эмоции.

Достаточно сложно детям с тяжелыми нарушениями зрения научиться прыгать, подпрыгивать. Для этого мы активно используем имитационные игры такие как: «Лягушки», «Перепрыгни через ручеёк», «Воробушки», сопровождаемые музыкой, соответствующими звуковыми сигналами – ориентирами.

         Работая в данном направлении, мы убедились, что все формы двигательной активности и двигательной деятельности, с использованием нестандартного физкультурного оборудования как организованные, так и самостоятельные, благотворно влияют на развитие моторики, физическом и психическом здоровье детей.

 

Скачать (PDF, 1011KB)

 

Узнать о работе в Творческой группе можно ЗДЕСЬ 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь