Бойко Елена Михайловна
старший воспитатель
Фортовая Ирина Сергеевна
учитель-логопед
МБДОУ детский сад № 49 г. Белгорода
Использование рабочих тетрадей
по развитию речи в познавательном развитии
старших дошкольников
Образовательная деятельность с детьми в детском саду осуществляется на основании ООП ДО, разработанной с учетом программы «Тропинки». Приоритетное направление реализации программы направлен на речевое развитие.
Основным моментом выбора именно примерной программы «Тропинки» был основан на том, что данная программа направлена на формирование творческого воображения – как приоритета развивающей работы с детьми. Творческое воображение – центральное психологическое «завоевание» дошкольного детства (об этом много писали Л.С. Выготский и В.В. Давыдов). Поэтому его формирование внутри различных видов детской деятельности обеспечивает становление психики ребенка в целом. Как показывают исследования разработчиков программы, следствия развития воображения у дошкольников весьма разнообразны. Это не только высокие творческие достижения в изобразительной, музыкально – исполнительской деятельности или конструировании, но и полноценная готовность к школьному обучению и даже высокие эффекты психолого – коррекционной и оздоровительной работы с детьми.
Авторами программы предлагается активное использование различных рабочих тетрадей по направлениям, или «тропинкам»: математическое, художественное и речевое.
До 2017 года рабочая тетрадь называлась: «Рабочая тетрадь по речевому развитию» и в старшем возрасте «Подготовка к обучению грамоте». С 2017 года издательство «Вентана-Граф» переиздало в новой редакции данные тетради и теперь они носят единое название «Учимся говорить правильно».
В чем же заключается принцип использования рабочей тетради по речевому развитию? Ребенок наглядно и самостоятельно отрабатывает навыки графических диктантов, выполняя задания по штриховке, развивает мелкую моторику, тем самым подготавливая руку к письму. В старшем дошкольном возрасте обучается письму, не в плане написания букв и слов, а работы с составляющими слова: буквы, слога.
Рабочая тетрадь является своеобразным учителем, выступает «наглядной опорой» деятельности и обеспечивает активизацию интереса детей к информации, представленной в ней. Ценность рабочих тетрадей состоит в том, что ребенок получит возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности». Ребенок выполняет каждое задание в своей собственной тетради.
Это повышает активность детей в освоении умений и представлений и делает данный процесс более эффективным (рациональное использование времени занятий, при котором не создается ситуаций «ожидания» ответа и наблюдения за действиями другого ребенка с материалом).
Рабочие тетради содержат задачи, выполнение которых основано на практических действиях (соединить линиями, обвести, дописать и т. п.), что соответствует возрастным возможностям. В тетрадях представлены «успехи и неудачи» детей, что обеспечивает развитие у них самооценки и волевых проявлений.
Вместе с тем, используя рабочие тетради, следует учитывать необходимость практического освоения окружающего мира (прежде всего обогащения сенсорных впечатлений и тактильно-двигательного способа познания), а, следовательно, ценность действий с предметами (игрушками, играми, объемными и плоскостными фигурами, коробочками разной массы и т. п.). В связи с этим использование рабочих тетрадей не следует рассматривать как самоцель и выстраивать занятия только на основе их применения. Тетради могут являться одним из средств, применяться на некоторых занятиях, составлять основу организации некоторых заданий или использоваться в совместной и самостоятельной деятельности.
В рабочих тетрадях программ «Тропинки» представлены задания не только речевого, но и познавательного значения. Работая в тетради, проговаривая свои действия, дошкольник проводит ряд мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение и классификация. Время с рабочими тетрадями в младшем дошкольном возрасте составляет 5-7 минут, в старшем дошкольном возрасте 7-12 минут. По количеству занятий в течение учебного года рабочие тетради используются по мере необходимости и в соответствии с планом работы, но не реже 2 раз в месяц в младшем дошкольном возрасте и 4 раз в старшем дошкольном возрасте.
Сравнивая достижения и успехи детей в группах, в которых были закуплены полные комплекты рабочих тетрадей, можно сделать вывод, что дошкольники более легко и просто усваивают изучаемый материал, легче проводят анализ слов, составляют описательный рассказ. Имея перед глазами образец составления рассказа в виде ярких и красочных подсказок, ребенок без особого труда осуществляет пересказ, составляет описательный рассказ по серии сюжетных картинок.
В итоге, использование рабочих тетрадей положительно влияет на образовательный процесс. Ребенок имеет свое собственное «поле» для деятельности, имеет возможность исправить не получившееся задание, наглядно видит свои ошибки, успехи и достижения, что способствует развитию самоконтроля.
Для родителей в конце учебного года предоставлялись итоги работы с рабочими тетрадями, где рассказывались и показывались успехи каждого ребенка, давались рекомендации, на какие задания (или же вопросы) необходимо уделить внимание тем или иным детям.
В подготовительной к школе группе в рабочих тетрадях представлены более сложные задания именно написания элементов букв, как в старых прописях. С одной стороны, ребенок получает первый опыт письма, с другой – знакомится с графическим изображением букв. При этом разработчики тетрадей не ставят задачу научить ребенка писать в подготовительной группе каллиграфическим почерком, задача состоит в ознакомлении с отдельными элементами написания букв: палочки, крючки, кружочки и т.д.
В ходе анализа подготовки выпускников к обучению в школе, можно сделать вывод, что 95% воспитанников без затруднений могут проводить анализ слов, составлять предложения по представленной схеме, составлять описательный рассказ или пересказ. Более половины наших выпускников уже имеют опыт графического написания букв, слогов и слов в целом.
Здесь может возникнуть вопрос о правильности обучения дошкольников письму. Но основной задачей использования рабочих тетрадей – это познакомить ребенка с элементами написания букв. А методика обучения является преемственной с программами начального обучения по системе Виноградовой, «Школа России», «Школа XXI века» (что позволяет говорить о широком спектре преемственности между программами дошкольного образования и начального общего образования).
Но при этом и существует ряд затруднений использования рабочих тетрадей.
Затруднительным моментом было научить детей работать в тетрадях. Эмоциональность, низкий уровень произвольности, самоконтроля (что характерно для дошкольников) приводили к тому, что ребенок торопясь выполнить задание, допускал ошибки, которые тяжело или невозможно исправить. Но, как показывает наша практика, к концу года, дети научились не спешить с выполнением задания, выслушивали поставленную задачу воспитателя до конца, допускали меньшее количество ошибок, просили помощи педагога, чтобы совершить меньше помарок.
Подводя итог, можно говорить о необходимости использования рабочих тетрадях в образовательной деятельности в детском саду. Это не только способствует развитию произвольности, внимания и самоконтроля, но и воспитывает уважительное отношение к собственным вещам, обучает работать в парах, проводить самоанализ деятельности.