Тема: «Путешествие к морскому царю»
Цель: Развитие у детей познавательных интересов. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Задачи:
Образовательная.
- Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, нет вкуса, вода – растворитель.
- Закреплять первоначальные представления о морях и океанах.
- Пополнять знание детей о подводном мире и его обитателях.
Развивающая.
- Развивать навыки проведения лабораторных опытов
- Развивать способность вслушиваться в звуки природы, в мелодию и ритм музыкального произведения, определять его характер, двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки; развивать способность вживаться в образ;
- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
Воспитательная.
- Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.
- Воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группах, в коллективе.
- Проявлять терпение и дослушивать товарища до конца.
Интеграция образовательных областей.
- Физическая культура.
- Безопасность.
- Социализация.
- Познание.
- Коммуникация
- Чтение художественной литературы.
- Художественное творчество.
- Музыка.
Словарная работа:
Обогащать детей словами: глобус, океан, море, дельфины, осьминог, медуза, краб, трезубец, ракушки.
Индивидуальная работа.
Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.
Предварительная работа:
- Беседы на темы: «Океаны», «Моря», «Живые организмы Мирового океана».
- Рассматривание глобуса, карты мира.
- Рассматривание и изучение картинок «Обитатели океана», «Рыбы морские и пресноводные».
- Заучивание стихотворений о море, отгадывание загадок о морских обитателях.
- Просмотр презентации «Море».
Материалы и оборудование:
Макет морского дна, фонограмма со звуками природы и музыкальное сопровождение, маски-шапочки Капельки воды, мама – Тучка, солнце изготовленные из бумаги, глобус, одноразовые стаканчики, ложки, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, воронка, салфетка, презентация «Море», ноутбук, магнитофон, ракушки, послание и задания напечатанные на листке, картинки для д/игры «Почистить море», два мольберта на одном рисунок море , на другом мусорный бак, игрушка черепаха, ракушки в подарок, два плаката синего цвета, трафареты морских обитателей, губки, гуашь, влажные салфетки, столы для проведения опытов и рисования.
Ход деятельности:
Дети проходят в зал. Здороваются с гостями и садятся на стульчики.
Вос-ль: -Дети отгадайте загадку:
«Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без….. ( воды) –(Дети).
Поговорим мы о воде. А хотите я вам расскажу сказку о капельке. (Да) – (Дети).
Вы мне в этом поможете. «Жила-была мама –Тучка, и были у нее детки маленькие капельки.(Вос-ль надевает маску- шапочку «тучки»на себя, а детям маски-шапочки капельки.)Однажды мама-Тучка сказала своим капелькам: – Капельки, вам пора отправиться в путь. (Звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели Капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. (Дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Звучит шум ручья, дети составляют ручейки, взявшись за руки парами). Встретились ручейки и стали большой рекой. (Звучит шум реки, ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу звучит шум океана). Плавали, плавали капельки, а потом вспомнили, что мама – Тучка наказывала им вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме – Тучке. (дети разбегаются, бегут к маме – Тучке, затем садятся на свои места).
Вос-ль : – Молодцы ребята! Где встречается капелька воды?
Дети: – В капельке дождя, ручейке, реке, море, океане…
Вос-ль:- Давайте рассмотрим глобус. Что такое глобус?
Дети: – Это наша планета, только в уменьшенном размере.
Вос-ль: – Обратите внимание, какую часть на глобусе занимает вода?
Дети: – Больше половины.
Вос-ль: – Для чего нужна вода? Сможем ли мы без нее прожить?
Дети: – Воду мы пьем, купаемся, готовим пищу, в воде живут рыбы, животные, растения.
Вос-ль: – Что же такое вода, какими свойствами она обладает? – все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории.
(Дети проходят к столам).
1 – стол .Определяют прозрачность воды.(Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.
Вывод: Вода прозрачная.
2 – стол. Есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?
Вывод: Вода не имеет запаха и без вкуса.
3 – стол. Опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.
Вывод: Вода – растворитель.
Вос-ль: – Итог эксперимента: – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, нет запаха, без вкуса, растворитель.
– Ребята посмотрите на глобус, как много воды, а всю ли её можно пить?
Дети: Нет.
Вос-ль: – Почему?
Дети: – Соленная, грязная.
Вос-ль: – Воду можно очистить. Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Дети: Нет. Одна – чистая, а другая – грязная.
Вос-ль:- Чтобы её очисть – я для этого возьму воронку, вложу в нее листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через воронку.Что у нас получается?
Дети: – Вода становится чистой.
Вос-ль: – А что стало с нашей бумагой?
Дети: – Грязная стала.
Вос-ль: – Хорошо поработали. А сейчас отдохнем. Ребята, вы умеете узнавать звуки природы? (Да).
Давайте попробуем.
(Звучит фонограмма. Дети угадывают: шум дождя, звук грозы, пение птиц, шум моря).
Вос-ль: – Верно, это шум моря. Посмотрите какое оно красивое.
(Вос-ль показывает детям презентацию «Море»)
Вос-ль :- Дети, а что вы можете сказать о море. Какое оно?
Дети: – Красивое, бескрайнее, прозрачное, шумящее, синее, таинственное, сказочное, волшебное…
Вос-ль:Нам сейчас о море прочитает стихотворение Кристина.
Ребенок: Море бывает разным,
Черным бывает и красным.
Бывает море веселым,
Чаще бывает соленным
А я люблю синее море
С ласковой, нежной волною.
Люблю, как рыба, плескаться,
Плавать, нырять, кувыркаться.
(Вос-ль находит ракушку , а в ней послание).
Вос-ль: – Ребята, нам послание от самого морского царя Нептуна. Он нас приглашает в гости. И просит вас ему помочь. У Нептуна беда! Оказывается и у царей бывают неприятности. Его трезубец неожиданно потерял свою волшебную силу. Для того чтобы волшебство вернулось нужно нам опуститься на дно морское и выполнить несколько заданий. Вы готовы?
Дети:- Да.
Вос-ль: – Тогда начинаем погружение. (Под музыку дети выполняют движения).
Вот мы и оказались на дне моря, у морского царя. А вот и первое задание.
(Вос-ль достает из ракушки листок).
1.задание. Какие водоемы вы знаете?
Дети: Океан, море, река, озеро, ручей, болото, лужа…
– Какие из них самые большие?
Дети: – Океаны.
2. задание. Какие океаны вы знаете?
Дети: – Тихий, Индийский, Атлантический, Северо-Ледовитый.
– А вы знаете, почему им дали такие имена?
Дети: – Когда мореплаватель Магеллан проплывал по Тихому океану, 90 дней погода была спокойной и он решил назвать Тихим, но позже он убедился, что океан очень бурный и самый непредсказуемый.
– Атлантический почему так назван?
Дети: – В честь Атланта – одного из самых сильных героев греческой мифологии.
– Какой океан самый теплый?
Дети: – Индийский , а назвали его так, потому, что он омывает берега Индии, которая в древние времена считалась самой загадочной и диковинной страной, в которой всегда тепло.
– Какой океан самый маленький?
Дети: – Северо-Ледовитый и назвали его так, потому что он находится рядом с Северным полюсом и большую часть года этот океан дремлет, укрываясь толстым одеялом мощных плавучих льдов.
3. задание. – Какие моря вы знаете?
Дети: – Черное, Красное, Желтое, Каспийское, Белое, Охотское, Лаптевых, Жигулевское…
– Чем отличаются моря от океанов, и чем они похожи?
Дети: – Отличаются размерами, а похожи тем, что вода в них соленая.
4.задание. Надо почисть море от мусора, которое нерадивые отдыхающие оставляют на берегу и бросают в море. ( Два мольберта. На столе лежат картинки, на один мольберт ставим картинку с мусором , а на другой что должно жить в море.)
– Ребята можно загрязнять водоемы?
Дети: Нет.
-Почему?
Дети: – Вода будет грязная, погибнут рыбы и водоросли, можно порезаться….
5 задание. Нужно отгадать загадки.
1.Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки!
Конь не сеет и не пашет,
Под водой с рыбешкой пляшет
Назови, его дружок
Рыбок друг – (Морской конек)
2.Как плывут они красиво –
Очень быстро и игриво!
Нам показывают спины
Из морской воды – (Дельфины)
3.Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь рук и ног!
Это чудо – (Осьминог)
4.Этот белый парашют
Волны к берегу несут
Для нее волна качели
И плывет она без цели
Ни откуда в никуда.
Вся прозрачна как вода. – ( Медуза)
5.Ползет в море паук –
Восемь ног, пара рук
В руках клешни,
В глазах – испуг
Ловко мусор собирает
Дно морское очищает. – (Краб)
Вос-ль : – Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями , и трезубец Нептуна вновь обрел свою волшебную силу. И в благодарность царь морской Нептун прислал вам подарки: «Ракушки».
Нам пора возвращаться. (Под музыку дети поднимаются из морских глубин на поверхность.)
Вос-ль : – Ребята давайте свои впечатления о морском путешествии оставим в рисунке.
(Дети подходят к столу. Каждый ребенок берет трафарет морского животного и губкой наносит краску).
Вос-ль: – Ребята давайте покажем нашим гостям какой подводный мир у нас получился.
(Вос-ль и дети читают стихотворение.)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Библиография: основные источники:
- Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
- О.А. Скоролупова «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях»