ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

0
3975

Кищенко Яна Владимировна

воспитатель

МБДОУ детский сад №72 «Акварель»

Старооскольского городского округа

 

 

 

материалы в печатный сборник 

 

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками. Выделяются разные виды готовности к школе:

  1. Психологическая готовность.
  2. Физическая готовность: состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений
  3. Специальная готовность: умение читать, считать, писать
  4. Умение логически мыслить.
  5. Развитие мелкой моторики руки.

Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребенка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребенка должно быть желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития. Ребенок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учеба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность: способность управлять своим поведением; умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок; стремление преодолевать трудности; стремление к достижению результата своей деятельности.

Какими качествами должен обладать будущий первоклассник (это нравственно-волевые качества): настойчивость, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность внимание, любознательность и т.д.

От этих качеств будет зависеть, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратиться для него в тяжкое бремя.

Важная задача перед родителями – научить ребенка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определенные условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили свое рабочее место. Например, если ребенок сел рисовать, но не приготовил заранее все необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребенок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершенным. Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребенок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития. Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться. Родителей порой радует, что ребенок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий.

Одна из важнейших задач подготовки детей к школе – развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребенка. Больше давайте ребенку лепить, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания. При приеме детей в школу учителя выделяют трудности, с которыми они сталкиваются: в первую очередь – недостаточно развитая моторика руки, организация рабочего места, самостоятельность в быту, уровень саморегуляции. Особое место детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками – грамотой, счетом, решением арифметических задач. В детском саду проводятся соответствующие занятия.

Советы родителям:

  • Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца.
  • Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребенок рассуждает вслух.
  • По возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
  • Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
  • Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь