МАДОУ “Центр развития ребенка десткий сад №12 г. Шебекино Белгородской области”
Рец Марья Ивановна, воспитатель
Рассматривая особенности развития представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста необходимо отметить, что само слово «величина» детям непонятно. Поэтому, когда педагог обращает внимание на величину предмета пользуется многозначными характеристиками слов – «одинаковый», «такой же», например, найди такой же по величине: длине, высоте, ширине м т.д.
Величина предмета, определяется дошкольниками на основе сравнения, например, нельзя сказать, большой это или маленький предмет, его только можно сравнить с другими. Восприятие величины предмета завит от расстояния, с которого предмет воспринимается, а также от величины предмета, с которым он сравнивается. Чем дальше предмет от того, кто его воспринимает, тем он кажется меньшим, и наоборот, чем ближе – тем кажется большим.
Величина конкретного предмета характеризуется такими особенностями как: сравнимость, изменчивость и относительность. Это подтверждается в исследованиях А. В. Белошистой, А. М Леушиной,
З. А. Михайловой и др. где авторы отмечают, что сравнимость, осуществляется сравнением на глаз, приложением, наложением, измерениями с помощью условной мерки или единицы измерения. Изменчивость характеризуется тем, что величина предмета непосредственно связано с размером, который является свойством изменчивости величины. Любой предмет имеет своё родовое предназначение и способен менять свои размеры, не меняя своей сущности. Относительность зависит от предмета, с которым мы сравниваем; от расстояния, на которое мы сравниваем; от расположения в пространстве
Развитие представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста происходит в измерительной деятельности. Дети дошкольного возраста знакомятся с измерением величин с помощью условной мерки, где условная мерка является своеобразным орудием измерения и используется в качестве средства измерения. К условной мерки можно отнести: ленту, палочку, веревку, стакан, сантиметр,
линейку и т.д. Применение условных мерок придает точность устанавливаемым в процессе измерения отношениям «равенство – неравенство», «часть – целое», позволяет полнее и глубже выявить их свойства. Дети овладевают несколькими видами измерения условной меркой: линейное измерение, где с помощью условных мерок измеряют длину, ширину, высоту различных предметов и определение с помощью условной мерки объема сыпучих веществ и жидкости.
З. А. Михайлова процесс измерения считается видом математической деятельности, благодаря которой формируются непрерывные величины: масса, объём, протяженность и др. Суть измерения заключается в количественном делении измеряемых объектов и установлении величины этого объекта по отношению к установленной мере.
В. П. Новикова обращает внимание на то, что процесс измерения содержит несколько логических операций: во-первых, процесс разделения, с помощью которого ребенок осознает, что целое можно делить на части,
во-вторых – это операция замещения, заключающаяся в сочетании отдельных частей (представленных числом мерок) .
С позиции рассматриваемой В. А. Козловой, измерительная деятельность детей дошкольного возраста требует развитие определенных умений и навыков:
– уметь давать дифференцированную оценку величине предмета в целом (длины, высоты, ширины);
– уметь точно выполнять измерения предмета (согласовывать движения рук и глаз);
– уметь совмещать измерение и счет (развитие счетных умений и количественных представлений);
– уметь обобщать полученные результаты – главное условие сути измерения (47).
Использование условных мерок делает измерение доступным для дошкольников, упрощает деятельность, но не меняет ее сущности. Сущность измерения во всех случаях одна и та же (хотя объекты и средства разные). Обычно обучение начинают с измерения длины, что больше знакомо детям.
Затем можно познакомить дошкольников с эталонами и некоторыми измерительными приборами (линейкой, весами).
С. Т. Эреджепова обращает внимание на то что, исходя из особенностей детских представлений о величине предметов, образовательная деятельность должна строиться в определенной последовательности:
- Знакомство с величиной как пространственным признаком предмета. Знакомство с различными параметрами величины предметов. Сравнение двух предметов по одному признаку на глаз, приложением и наложением.
- Сравнение предметов по величине с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов. Сравнение предметов по нескольким параметрам величины. Построение сериационных рядов по величине. Развитие глазомера.
- Измерительная деятельность (линейное измерение, измерение объема, площади, массы, время) (90).
Задачи по развитию математических представлений о величине предметов представлены в следующих современных образовательных программах: комплексная образовательная программа дошкольного образования: «Детство» (Т. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе,
О.В. Солнцева и др.), инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, Э. М. Дорофеева и др.); парциальная общеобразовательная программа дошкольного образования «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» (К.В. Шевелев).
На основе анализа ряда образовательных программ дошкольного образования можно выделить следующие задачи по ознакомлению старших дошкольников с величинами и видами их измерения:
– учить раскладывать предметы (до 10) разной длины, высоты в возрастающем или убывающем порядке; объяснять в каком порядке расположены предметы;
– учить сравнивать два предмета по величине (длине, высоте, ширине) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов;
– учить определять на глаз величину предметов: длиннее (короче), выше (ниже) образцы и равные ему;
– учить измерять объем (вместимость сосудов, объем жидких и сыпучих веществ) условными мерками;
– учить выделять отношение между несколькими предметами, упорядочивать их по убывающей или возрастающей массе (строить сериационный ряд).