Особенности развития представлений о величине

0
22

МАДОУ “Центр развития ребенка десткий сад №12 г. Шебекино Белгородской области”

Рец Марья Ивановна, воспитатель

Рассматривая особенности развития представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста необходимо отметить, что само слово «величина» детям непонятно. Поэтому, когда педагог обращает внимание на величину предмета пользуется многозначными характеристиками слов – «одинаковый», «такой же», например, найди такой же по величине: длине, высоте, ширине м т.д.

Величина предмета, определяется дошкольниками на основе сравнения, например, нельзя сказать, большой это или маленький предмет, его только можно сравнить с другими. Восприятие величины предмета завит от расстояния, с которого предмет воспринимается, а также от величины предмета, с которым он сравнивается. Чем дальше предмет от того, кто его воспринимает, тем он кажется меньшим, и наоборот, чем ближе – тем кажется большим.

Величина конкретного предмета характеризуется такими особенностями как: сравнимость, изменчивость и относительность. Это подтверждается в исследованиях А. В. Белошистой, А. М Леушиной,
З. А. Михайловой и др. где авторы отмечают, что сравнимость, осуществляется сравнением на глаз, приложением, наложением, измерениями с помощью условной мерки или единицы измерения. Изменчивость характеризуется тем, что величина предмета непосредственно связано с размером, который является свойством изменчивости величины. Любой предмет имеет своё родовое предназначение и способен менять свои размеры, не меняя своей сущности. Относительность зависит от предмета, с которым мы сравниваем; от расстояния, на которое мы сравниваем; от расположения в пространстве

Развитие представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста происходит в измерительной деятельности. Дети дошкольного возраста знакомятся с измерением величин с помощью условной мерки, где условная мерка является своеобразным орудием измерения и используется в качестве средства измерения. К условной мерки можно отнести: ленту, палочку, веревку, стакан, сантиметр,
линейку и т.д. Применение условных мерок придает точность устанавливаемым в процессе измерения отношениям «равенство – неравенство», «часть – целое», позволяет полнее и глубже выявить их свойства. Дети овладевают несколькими видами измерения условной меркой: линейное измерение, где с помощью условных мерок измеряют длину, ширину, высоту различных предметов и определение с помощью условной мерки объема сыпучих веществ и жидкости.

З. А. Михайлова процесс измерения считается видом математической деятельности, благодаря которой формируются непрерывные величины: масса, объём, протяженность и др. Суть измерения заключается в количественном делении измеряемых объектов и установлении величины этого объекта по отношению к установленной мере.

Рекламное сообщение  

В. П. Новикова обращает внимание на то, что процесс измерения содержит несколько логических операций: во-первых, процесс разделения, с помощью которого ребенок осознает, что целое можно делить на части,
во-вторых – это операция замещения, заключающаяся в сочетании отдельных частей (представленных числом мерок) .

С позиции рассматриваемой В. А. Козловой, измерительная деятельность детей дошкольного возраста требует развитие определенных умений и навыков:

– уметь давать дифференцированную оценку величине предмета в целом (длины, высоты, ширины);

– уметь точно выполнять измерения предмета (согласовывать движения рук и глаз);

– уметь совмещать измерение и счет (развитие счетных умений и количественных представлений);

– уметь обобщать полученные результаты – главное условие сути измерения (47).

Использование условных мерок делает измерение доступным для дошкольников, упрощает деятельность, но не меняет ее сущности. Сущность измерения во всех случаях одна и та же (хотя объекты и средства разные). Обычно обучение начинают с измерения длины, что больше знакомо детям.

Затем можно познакомить дошкольников с эталонами и некоторыми измерительными приборами (линейкой, весами).

С. Т. Эреджепова обращает внимание на то что, исходя из особенностей детских представлений о величине предметов, образовательная деятельность должна строиться в определенной последовательности:

  1. Знакомство с величиной как пространственным признаком предмета. Знакомство с различными параметрами величины предметов. Сравнение двух предметов по одному признаку на глаз, приложением и наложением.
  2. Сравнение предметов по величине с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов. Сравнение предметов по нескольким параметрам величины. Построение сериационных рядов по величине. Развитие глазомера.
  3. Измерительная деятельность (линейное измерение, измерение объема, площади, массы, время) (90).

Задачи по развитию математических представлений о величине предметов представлены в следующих современных образовательных программах: комплексная образовательная программа дошкольного образования: «Детство» (Т. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе,

О.В. Солнцева и др.), инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, Э. М. Дорофеева и др.); парциальная общеобразовательная программа дошкольного образования «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» (К.В. Шевелев).

На основе анализа ряда образовательных программ дошкольного образования  можно выделить следующие задачи по ознакомлению старших дошкольников с величинами и видами их измерения:

– учить раскладывать предметы (до 10) разной длины, высоты в возрастающем или убывающем порядке; объяснять в каком порядке расположены предметы;

– учить сравнивать два предмета по величине (длине, высоте, ширине) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов;

– учить определять на глаз величину предметов: длиннее (короче), выше (ниже) образцы и равные ему;

– учить измерять объем (вместимость сосудов, объем жидких и сыпучих веществ) условными мерками;

– учить выделять отношение между несколькими предметами, упорядочивать их по убывающей или возрастающей массе (строить сериационный ряд).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь