Колотилина Наталья Вячеславовна,
воспитатель,
МБДОУ ДС №67 «Аистёнок»
Войнова Наталья Николаевна,
воспитатель,
МБДОУ ДС №67 «Аистёнок»
Материал участвует в постоянно действующем
Всероссийском профессиональном конкурсе педагогов «ЗОЖ в ДОУ»
Организация здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении
Основой для построения всей жизнедеятельности детей в детском саду является , прежде всего , заботливое отношение , создание для них спокойной , уютной , доброжелательной обстановки .Помещения детского сада должны отвечать принципам эстетики и эргономики. Немаловажным является и состояние территории детского сада. Продуманность расположения игровых модулей , наличие физкультурного оборудования , эстетика и экологичность беседок для отдыха детей, необычное оформление участков , озеленение – всё это способствует поддержанию радостного настроения у детей и сотрудников , повышает эффективность оздоровительной работы .
Режим –основа жизни детского сада . Именно он призван обеспечить спокойную жизнь ребёнку , оградив его от стрессорных факторов. Режим предусматривает постепенность в действия ребёнка , его настрой на определённую степень развития. Поэтому необходимо объяснить родителям , что соблюдение режима детского сада , позволяет ребёнку безболезненно включаться в жизнь группы.
Среди многих факторов , оказывающих влияние на здоровье детей, по интенсивности воздействия первое место занимает физическая культура. Формами физической деятельности являются физкультурные развлечения , досуги , подвижные игры , физминутки , гимнастика пробуждения и т. д.
Чтобы предупредить простудные заболевания детей, надо постоянными и систематическими тренировками настолько укрепить их терморегулирующий аппарат, чтобы он позволял организму безболезненно переносить любые температурные колебания внешней среды. Вовсе не случайно , что из естественных сил природы воздушные ванны считают самыми нежными , безопасными и всем доступными процедурами. С них то и рекомендуем начинать тренировку механизма терморегуляции. Непременный элемент закаливания – длительное пребывание на свежем воздухе.
Так же к закаливающим процедурам мы относим : сухие и влажные обтирания, обливание ног, купание в открытых водоёмах и т. д.
К примеру ножные контрастные ванны – очень эффективное средство закаливания , надёжная профилактика простуд. Полезны для профилактики заболеваний и полоскания горла холодными настоями трав , температура которых постоянно снижается. Для этих целей мы можем использовать берёзовый сок , отвар листьев ежевики, малины , липового цвета и т. д. Замечено , что дети , с которыми систематически проводятся закаливающие процедуры, лучше развиваются физически , у них лучше состав крови и выше жизненный тонус.
Так же к технологиям оздоровления детей дошкольного возраста относится пальчиковая гимнастика. Именно развитие мелкой моторики способствует совершенствованию деятельности человеческого мозга. С детьми дошкольного возраста рекомендуется выполнять следующие виды деятельности : пальчиковый театр , выкладывание узоров из мелких камешков или круп, завязывание и развязывание узелков , застёгивание и расстегивание пуговиц ,лепка из глины и пластилина, нанизывание бус ,складывание из кубиков домиков , собирание пирамидки . узнавание предметов на ощупь.
Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития. Правильное носовое дыхание – условие здоровья ребёнка, профилактическое средство против респираторных заболеваний.
Одной из главных особенностей нервной системы дошкольников является медленное переключение из одного состояния в другое , что обусловлено несформированностью нервных процессов. Именно поэтому после дневного сна необходимо провести с детьми специальные упражнения , позволяющие им постепенно перейти к бодрому состоянию.
На протяжении всего дошкольного периода опорно –двигательный аппарат продолжает интенсивно формироваться. Результатом этого процесса является осанка. Красивая прямая спина – это и внешняя привлекательность , и внутреннее здоровье. Поэтому , если не приучать ребёнка сохранять правильную осанку в повседневной жизни до школы , неправильная, вынужденная поза во время школьных занятий будет способствовать прогрессированию нарушений опорно – двигательного аппарата. Поэтому упражнения на сохранение правильной осанку должны проводиться в детском саду систематически.
К здоровьесберегающим технологиям мы относим и релаксационные упражнения. Ведь релаксация – это физиологическое состояние покоя, полное или частичное расслабление , наступающее в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки и других психологических приёмов.
Растите ваших детей здоровыми!