Семья и дошкольная образовательная организация – два воспитательных института, каждый из которых по-своему влияет на формирование личностных качеств ребенка.
Воспитательные функции семьи и детского сада различны, но для всестороннего становления ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет актуальную роль в развитии ребёнка, так именно в нем, он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и организовывать свою работу.
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать. Благодаря особому эмоциональному микроклимату у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации ребенка, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни.
В «Концепции дошкольного воспитания», положившей начало реформе дошкольного образования было замечено, что дошкольное учреждение и семья, имея собственные особенные функции, не имеют возможности заменить друг друга. Для настоящего, содержательного течения периода дошкольного возраста нужно соединение усилий родителей и воспитателей. Развитие детей может быть успешным только при условии тесного сотрудничества детского сада и семьи.
Опыт работы в детском саду показывает, что педагоги и родители, понимая важность взаимодействия и сотрудничества в целях развития ребенка не всегда находят время для встреч. Это объясняется несколькими причинами: первая, высокая загруженность родителей, нехватка свободного времени для участия в мероприятиях детского сада. Вторая, предлагаемый материал не актуален для родителей, нет личной заинтересованности.
В связи с этим возникают вопросы: какие именно знания необходимы родителям для воспитания ребенка? Чем заинтересовать родителей? Как сделать родителей союзниками в таком непростом деле как воспитание?
Психолого-педагогическая программа «Навстречу друг другу», которую выпускает издательство «Творческий Центр Сфера» – это результат практической работы с родителями на протяжении нескольких лет.
По словам педагога-психолога и авторы книги Оксаны Конончук, разработка и реализации программы «Навстречу друг другу» включала в себя несколько этапов.
На подготовительном этапе проводилась работа по изучению потребностей семей в получении знаний о воспитании, образовании детей дошкольного возраста, методах и формах получения данной информации проводился опрос и анкетирование. На этом же этапе определялись темы для обсуждения, готовился материал, материал корректировался и обновлялся.
На основном этапе систематически проводилась работа по формированию психолого-педагогической культуры родителей. Этот этап включал передачу знаний о детской психологии, формах и методах воспитания и развития ребенка в семье, об индивидуально-типологических особенностях личности ребенка. Выполнение практических игр и упражнений, способствовали формированию и закреплению эффективных навыков взаимодействия с ребенком, развитию рефлексии, предоставляли возможность активного самопознания и познания своего ребенка.
На заключительном этапе был проведен анализ эффективности реализации программы. На этом этапе был сформирован практический материал для работы с родителями, который наиболее актуален и востребован в первую очередь у родителей.
Программа «Навстречу друг другу» имеет практическую направленность. Применяя ее, педагоги детских садов смогут эффективно взаимодействовать с родителями.