Национальный праздник «Ысыах» в ДОУ республика САХА

0
75

Конспект проведения национального праздника

«Ысыах» в старшей  группе

Иванова Розалия

 

 

 

Рекламное сообщение

 

Цель: Приобщение детей национальной культуре народа Саха.

Задачи:

– Обогатить словарный запас детям новыми словами чабыр5ах, хапса5ай, чороон, кытыйа, кылыыцкай, куобах, буур,алгысчыт,Уруц Аар тойон  и. т. д.

– Позабавить детей, создать эмоциональный настрой.

– Формировать интерес к родному краю.

Инвентарь: костюмы по количеству детей, музыка для танца, инвентарь для якутских игр, угощение, костюм солнца.

Предварительная работа: беседа об Ысыахе, показ видеосюжетов-обряд алгысчыта, встреча солнца, якутские танцы, национальные игр,соревнование конные скачки.

Ход развлечения: выход детей на площадку, построение в круг (дети в якутских национальных костюмах)

Ведущая:  Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть на национальном празднике  Солнца! Дети, а вы знаете, как называется этот праздник? (ответы детей)

-Правильно, Ысыах, поэтому надели национальные одежды якутов.  Дети, а кто знает, с чего начинается Ысыах? (ответы детей). Правильно, молодцы, со встречи солнца. Оказывается вы много знаете об этом празднике.

Вед.: Теперь, дети стоя встречаем алгысчыта, чтобы он благословил нас обращаясь со светлых духов Земли ко всем верхним божествам и Үрүң Аар Тойону (благославление алгысчыта, стоя и повторят ритуальные движения алгысчыта, заключительные слова здравицы «Уруй!», «Айхал!», «Уруй туску!»)

Вед.: Посмотрите, вот всходит солнышко! (появляется ребенок в костюме солнца) Здравствуй, солнышко!

Солнце: Здравствуйте, дети! Как я рада видеть вас всех здесь на национальном празднике. Какие вы все красивые и нарядные!

Вед.: Мы тоже рады тебя видеть. И как полагается на Ысыахе, мы тебя встречаем танцем. (выход мальчиков и девочек «Танец солнца»)

Солнце: Спасибо вам большое! Мне очень понравилось ваш танец. Да пора мне подниматься выше, освещать город, леса, водоемы, людей, чтобы все просыпались и встречали Ысыах.

Вед.:- продолжает  наш праздник с исполнения чабыр5ах-Талах атым. Встречаем Настю и Олю-. (прочитают  чабыр5ах) Спасибо! Похлопаем. А продолжит наш маленький концерт Юра, он сыграет нам на хомусе-Айыл5а кэрэтэ. Спасибо, Юре за волшебные звуки хомуса. А сейчас танец бабочек «Лыахтар». (танцуют девочки)

-А хотите поиграть? Ведь на Ысыахе всегда играют в разные  национальные игры, чтобы проверить, кто самый сильный, ловкий, быстрый. Идите на полянку, там все приготовлено.

Игры: «Балталаах кыстык», «Сааьыттар», «Миэстэ былдьаьыы», «Харах симсии».

Вед.: – Как хорошо вы играли! Какая игра вам понравилась? Но вы, проголодались наверное? Я угощаю оладушками (угощение).

        -Дети, вам понравился наш национальный праздник Ысыах.

                                   Методические  рекомендации

          Почти каждый народный праздник  превращается в театрализованное представление, в котором участвуют и дети, и родители. Такое проведение праздника оставляет глубокий  след в детской душе и укрепляет в ней добрые чувства. Забывая свои корни, мы разрываем связь времён и поколений, а человек без памяти о прошлом, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего народа, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём.

Для проведения национального праздника «Ысыах» в ДОУ нужно:

Работа по заучиванию репертуара:

– заранее выучить чабыр5ах-Талах атым-Настю и Олю.

– заранее выучить композицию на хомусе-Айыл5а кэрэтэ-Юру.

– заранее выучить танцы  «Солнца» и «Бабочек»

Оформление площадки – туьулгэ

Оборудование:посуда для алгысчыта во время обряда

– подготовить костюмы солнца и бабочек

– сюрпризный момент- солнце – ребенок

– алгысчыт – родитель/дедушка в сопровождении мальчика и девочки

– заранее подготовить музыку танца солнца и  «Лыахтар»

– оборудования для национальных  игр : «Балталаах кыстык»: , «Сааьыттар»: , «Миэстэ былдьаьыы»: , «Харах симсии»: .

–  кытыйа  с оладушками для угощения

  Изучение народного фольклора способствует развитию творчески одаренной личности ребенка. Дети с раннего возраста должны знать традиции, обычаи предков. Для этого в детском саду проводятся занятия, досуги, развлечения, связанные с фольклором.

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь