Конспект проведения национального праздника
«Ысыах» в старшей группе
Иванова Розалия
Цель: Приобщение детей национальной культуре народа Саха.
Задачи:
– Обогатить словарный запас детям новыми словами чабыр5ах, хапса5ай, чороон, кытыйа, кылыыцкай, куобах, буур,алгысчыт,Уруц Аар тойон и. т. д.
– Позабавить детей, создать эмоциональный настрой.
– Формировать интерес к родному краю.
Инвентарь: костюмы по количеству детей, музыка для танца, инвентарь для якутских игр, угощение, костюм солнца.
Предварительная работа: беседа об Ысыахе, показ видеосюжетов-обряд алгысчыта, встреча солнца, якутские танцы, национальные игр,соревнование конные скачки.
Ход развлечения: выход детей на площадку, построение в круг (дети в якутских национальных костюмах)
Ведущая: Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть на национальном празднике Солнца! Дети, а вы знаете, как называется этот праздник? (ответы детей)
-Правильно, Ысыах, поэтому надели национальные одежды якутов. Дети, а кто знает, с чего начинается Ысыах? (ответы детей). Правильно, молодцы, со встречи солнца. Оказывается вы много знаете об этом празднике.
Вед.: Теперь, дети стоя встречаем алгысчыта, чтобы он благословил нас обращаясь со светлых духов Земли ко всем верхним божествам и Үрүң Аар Тойону (благославление алгысчыта, стоя и повторят ритуальные движения алгысчыта, заключительные слова здравицы «Уруй!», «Айхал!», «Уруй туску!»)
Вед.: Посмотрите, вот всходит солнышко! (появляется ребенок в костюме солнца) Здравствуй, солнышко!
Солнце: Здравствуйте, дети! Как я рада видеть вас всех здесь на национальном празднике. Какие вы все красивые и нарядные!
Вед.: Мы тоже рады тебя видеть. И как полагается на Ысыахе, мы тебя встречаем танцем. (выход мальчиков и девочек «Танец солнца»)
Солнце: Спасибо вам большое! Мне очень понравилось ваш танец. Да пора мне подниматься выше, освещать город, леса, водоемы, людей, чтобы все просыпались и встречали Ысыах.
Вед.:- продолжает наш праздник с исполнения чабыр5ах-Талах атым. Встречаем Настю и Олю-. (прочитают чабыр5ах) Спасибо! Похлопаем. А продолжит наш маленький концерт Юра, он сыграет нам на хомусе-Айыл5а кэрэтэ. Спасибо, Юре за волшебные звуки хомуса. А сейчас танец бабочек «Лыахтар». (танцуют девочки)
-А хотите поиграть? Ведь на Ысыахе всегда играют в разные национальные игры, чтобы проверить, кто самый сильный, ловкий, быстрый. Идите на полянку, там все приготовлено.
Игры: «Балталаах кыстык», «Сааьыттар», «Миэстэ былдьаьыы», «Харах симсии».
Вед.: – Как хорошо вы играли! Какая игра вам понравилась? Но вы, проголодались наверное? Я угощаю оладушками (угощение).
-Дети, вам понравился наш национальный праздник Ысыах.
Методические рекомендации
Почти каждый народный праздник превращается в театрализованное представление, в котором участвуют и дети, и родители. Такое проведение праздника оставляет глубокий след в детской душе и укрепляет в ней добрые чувства. Забывая свои корни, мы разрываем связь времён и поколений, а человек без памяти о прошлом, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего народа, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём.
Для проведения национального праздника «Ысыах» в ДОУ нужно:
Работа по заучиванию репертуара:
– заранее выучить чабыр5ах-Талах атым-Настю и Олю.
– заранее выучить композицию на хомусе-Айыл5а кэрэтэ-Юру.
– заранее выучить танцы «Солнца» и «Бабочек»
Оформление площадки – туьулгэ
Оборудование: – посуда для алгысчыта во время обряда
– подготовить костюмы солнца и бабочек
– сюрпризный момент- солнце – ребенок
– алгысчыт – родитель/дедушка в сопровождении мальчика и девочки
– заранее подготовить музыку танца солнца и «Лыахтар»
– оборудования для национальных игр : «Балталаах кыстык»: , «Сааьыттар»: , «Миэстэ былдьаьыы»: , «Харах симсии»: .
– кытыйа с оладушками для угощения
Изучение народного фольклора способствует развитию творчески одаренной личности ребенка. Дети с раннего возраста должны знать традиции, обычаи предков. Для этого в детском саду проводятся занятия, досуги, развлечения, связанные с фольклором.