Шелудкова Ольга Сергеевна
Карамышева Ирина Андреевна
МБДОУ детский сад № 16 «Ивушка»
Старооскольского городского округа
МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка дидактического пособия
Каждое полушарие постигает окружающий мир своим особым способом. Правое, рефлекторное полушарие воспринимает мир в целом. Оно создает конкретные образы и способно опознавать их в новой ситуации и получает информацию от органов чувств, запоминает ее. Левое, аналитическое полушарие отвечает за логическую деятельность, оно способно выделять часть из общего, анализировать фрагменты. Оно же содержит в себе центр речи. Кроме этого левое полушарие отвечает за сознательную деятельность, за постановку цели, является центром критической оценки, нашим внутренним «сторожем». Лишь в союзе с правым полушарием левое приобретает способность к самопознанию, творческому использованию полученного опыта и информации, становится выразителем нашего Я. Поэтому без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания.
Все это натолкнуло нас на работу по систематическому развитию межполушарного взаимодействия у детей.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Под влиянием двигательных импульсов от пальцев, включается механизм «единства мысли и движения». Регулярные упражнения способствуют образованию большого количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, развитию сенсомоторики, пространственной координации, высшим психическим процессам. У дошкольников улучшается произвольность внимания, самоконтроль, мелкая моторика и координация обеих рук.
Занятие с предложенным пособием, ребёнок выполняет поэтапно: только левой рукой, только правой рукой, а затем двумя руками одновременно.
Ребёнок ставит пальчик на крышку и ведёт его по «дорожке» до контрольной точки.
По мере успешного выполнения легких упражнений, можно постепенно усложнять.
Помимо развития моторики обеих рук, оно отлаживает естественные функции мозга, позволяя каждому полушарию реализовывать собственный способ восприятия и переработки информации.
Принципы обучения:
1. От простого к сложному,
2. 1 картинка за 1 раз,
3. Длительность занятия не более 5 минут,
4. Ребенку не должно быть слишком просто.
Общие рекомендации:
1. Для удобства выполнения лист бумаги должен быть заламинирован.
2. Переход от простого этапа к более сложному зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.
3. Каждый этап не ограничен по времени.
Основным условием является точное выполнение движений и приёмов, педагог обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.
2. Работа проводится как левой и правой рук поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.
3. Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия.
4. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.
5. Заниматься необходимо ежедневно.
По мнению родителей, развитие межполушарного взаимодействия – это не просто реальный способ помочь ребенку лучше учиться в будущем, но и путь развития его личности, раскрытия ее возможностей в различных сферах человеческой деятельности.
Для более эффективного результата благоприятным может стать продуктивное взаимодействие специалистов: музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей, которые в течение дня на своих занятиях и в свободной деятельности могут использовать предложенные методы и приемы.
Оценивая результаты проделанной работы, можно отметить, что дети, с которыми систематически проводились занятия, для развития межполушарного взаимодействия систематически в разных видах деятельности, показали наиболее яркие достижения в развитии интеллектуальных способностей. Предлагаемое пособие и упражнения с ним подтвердили свою эффективность на практике.
Движения детей уже носят произвольный и направляющий характер.