Попова Ольга Владимировна
воспитатель
МБДОУ ДС № 71 «Почемучка»
Старооскольского городского округа
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ДЕЯТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ОКРУЖАЮЩЕМУ РУКОТВОРНОМУ МИРУ
Предметы рукотворного мира являются первыми объектами познания ребёнка. Желание знакомства, формирование деятельного, познавательного к ним отношения обуславливает успешность социализации каждого подрастающего человека.
Проблемой ознакомления детей дошкольного возраста с предметным (рукотворным) миром занимаются психологи, педагоги, методисты.
Цель исследования – раскрыть особенности методики формирования у дошкольников деятельного интереса к окружающему рукотворному миру.
Объект исследования – методика формирования у дошкольников деятельного интереса к рукотворному миру.
Предмет исследования – процесс формирования у дошкольников деятельного интереса к окружающему рукотворному миру.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование деятельного интереса к рукотворному миру у дошкольников будет осуществляться более продуктивно, если:
- разработать методическую систему занятий по программе «Ознакомление с предметным окружением» на основе методов исследовательской и проектной деятельности;
- учитывать возрастные и психологические особенности детей;
- создать в группе обогащённую, безопасную, полифункциональную предметно-пространственную среду для занятий.
- Здесь раскрывается состояние проблемы формирования деятельного интереса к рукотворному миру у дошкольников в педагогической теории и практике отечественного образования;
- освещаются возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;
- рассматривается методический аспект по теме исследования.
Педагогический эксперимент проходил на базе старшей группы детского сада №71 («Почемучка») Старооскольского городского округа, состоял из трех этапов.
На констатирующем этапе были определены критерии и показатели сформированности деятельного интереса:
- когнитивный – знания и представления детей о предметах рукотворного мира, показателями которого могут быть – осведомлённость о назначении, свойствах и качествах предметов рукотворного мира;
- потребностно-мотивационный критерий определяем наличием интереса, потребности в новом познании, любознательности;
- деятельностный критерий проявляется через самостоятельность, стремление к творческому преобразованию окружающих предметов и вещей.
- эмоционально-результативный компонент – проявление эмоций и бережного отношения к результатам деятельности своей и других людей.
Для диагностики использовались: диагностическое задание «Расскажи о предметах далекого и близкого окружения», методика Н.Б. Шумаковой «Вопрошайка», модифицированная рисуночная диагностика мотивации дошкольников Н.В. Елфимовой, педагогическое наблюдение.
Уровни сформированности деятельного интереса оценивались как: низкий, средний, высокий.
Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что почти половина детей в старшей группе соответствует низкому и среднему уровням сформированности деятельного интереса.
На формирующем этапе по темам: «Предметы обихода», «Вещи человека», «Приборы», «Транспорт и техника», «Предметы творчества взрослых и детей», «Игрушки», «Мебель» были изготовлены ментальные карты и мультимедийные презентации, созданы мини-музей «История одежды», «Что можно сделать из металла?», организована выставка познавательных плакатов: «Истории обычных вещей», «История дома, письма, ручки, часов» и другие.
Вводя ребёнка в мир предметов, одновременно вводим его в мир труда людей. Так происходит замыкание связи между двумя мирами – предметным и миром человеческих взаимоотношений.
На каждом занятии у детей формировалось умение называть предметы, сделанные руками взрослых; понимать целесообразности их создания, назначения, совершенствования.
Практика доказывает, что процесс познания мира предметов состоит из этапов: спонтанно-исследовательского, вариативного, преобразующего.
- Рукотворный мир выступает для детей основой для постепенного погружения в развивающееся проблемное поле российской культуры, играет огромную роль в воспитании граждан и патриотов своей страны.
- При знакомстве с рукотворным миром воспитатель выполняет функции: информационную, побудительную, конструктивно-организаторскую.
- Наиболее эффективными методами являются: метод неожиданных решений, «преднамеренных ошибок», предъявления заданий с неопределенным окончанием, поиск аналогов в повседневной жизни и др.
Воспитанники старшей группы показали высокий уровень сформированности деятельного интереса к рукотворному миру предметов и вещей, что свидетельствует о целесообразности апробированной методики.