Методика формирования у дошкольников деятельного интереса к окружающему рукотворному миру

0
2174

Попова Ольга Владимировна
воспитатель
МБДОУ ДС № 71 «Почемучка»
Старооскольского городского округа

 

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ДЕЯТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ОКРУЖАЮЩЕМУ РУКОТВОРНОМУ МИРУ

 

Предметы рукотворного мира являются первыми объектами познания ребёнка. Желание знакомства, формирование деятельного, познавательного к ним отношения обуславливает успешность социализации каждого  подрастающего человека.

Проблемой ознакомления детей дошкольного возраста с предметным (рукотворным) миром занимаются психологи, педагоги, методисты.

материалы в печатный сборник 

Цель исследования – раскрыть особенности методики формирования у дошкольников деятельного интереса к окружающему рукотворному миру.

Объект исследования – методика формирования у дошкольников деятельного интереса к рукотворному миру.

Предмет исследования – процесс формирования у дошкольников деятельного интереса к окружающему рукотворному миру.

Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование деятельного интереса к рукотворному миру у дошкольников будет осуществляться более продуктивно, если:

  • разработать методическую систему занятий по программе «Ознакомление с предметным окружением» на основе методов исследовательской и проектной деятельности;
  • учитывать возрастные и психологические особенности детей;
  • создать в группе обогащённую, безопасную, полифункциональную предметно-пространственную среду для занятий.
  • Здесь раскрывается состояние проблемы формирования деятельного интереса к рукотворному миру у дошкольников в педагогической теории и практике отечественного образования;
  • освещаются возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;
  • рассматривается методический аспект по теме исследования.

Педагогический эксперимент проходил на базе старшей группы детского сада №71 («Почемучка») Старооскольского городского округа, состоял из трех этапов.

На констатирующем этапе были определены критерии и показатели сформированности деятельного интереса:

  • когнитивный – знания и представления детей о предметах рукотворного мира, показателями которого могут быть – осведомлённость о назначении, свойствах и качествах предметов рукотворного мира;
  • потребностно-мотивационный критерий определяем наличием интереса, потребности в новом познании, любознательности;
  • деятельностный критерий проявляется через самостоятельность, стремление к творческому преобразованию окружающих предметов и вещей.
  • эмоционально-результативный компонент – проявление эмоций и бережного отношения к результатам деятельности своей и других людей.

Для диагностики использовались: диагностическое задание «Расскажи о предметах далекого и близкого окружения», методика Н.Б. Шумаковой «Вопрошайка», модифицированная рисуночная диагностика мотивации дошкольников Н.В. Елфимовой, педагогическое наблюдение.

Уровни сформированности деятельного интереса оценивались как: низкий, средний, высокий.

Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что почти половина детей в старшей группе соответствует низкому и среднему уровням сформированности деятельного интереса.

На формирующем этапе по темам: «Предметы обихода», «Вещи человека», «Приборы», «Транспорт и техника», «Предметы творчества взрослых и детей», «Игрушки», «Мебель» были изготовлены ментальные карты и мультимедийные презентации, созданы мини-музей «История одежды», «Что можно сделать из металла?», организована выставка познавательных плакатов: «Истории обычных вещей», «История дома, письма, ручки, часов» и другие.

Вводя ребёнка в мир предметов, одновременно вводим его в мир труда людей. Так происходит замыкание связи между двумя мирами – предметным и миром человеческих взаимоотношений.

На каждом занятии у детей формировалось умение называть предметы, сделанные руками взрослых; понимать целесообразности их создания, назначения, совершенствования.

Практика доказывает, что процесс познания мира предметов состоит из этапов: спонтанно-исследовательского, вариативного, преобразующего.

  • Рукотворный мир выступает для детей основой для постепенного погружения в развивающееся проблемное поле российской культуры, играет огромную роль в воспитании граждан и патриотов своей страны.
  • При знакомстве с рукотворным миром воспитатель выполняет функции: информационную, побудительную, конструктивно-организаторскую.
  • Наиболее эффективными методами являются: метод неожиданных решений, «преднамеренных ошибок», предъявления заданий с неопределенным окончанием, поиск аналогов в повседневной жизни и др.

Воспитанники старшей группы показали высокий уровень сформированности деятельного интереса к рукотворному миру предметов и вещей, что свидетельствует о целесообразности апробированной методики.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь